Соискатели выбирают работодателей, готовых к открытой оценке

Рынок труда, как зеркало, отражает вызовы времени. Сейчас становится всё сложнее привлекать и удерживать кадры. Финалисты Рейтинга работодателей России 2023 по версии hh.ru рассказали о действенных инструментах работы с персоналом, о трендах, которые влияют на HR-процессы, и даже дали прогнозы на будущее.

Ольга Плескань
Ольга Плескань
автор статей

В студии РБК на конференции, посвящённой итогам Рейтинга, встретились Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru, Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-Банка, Глеб Ермаков, руководитель департамента по работе с персоналом — старший вице-президент Банка ВТБ, и Илья Перфильев, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию «Аэрофлота». Банк ВТБ, Альфа-Банк и «Аэрофлот» стали финалистами Рейтинга 2023.

Слово финалистам

Среди предприятий со штатом более 5000 человек Рейтинг работодателей возглавил Альфа-Банк. В топ-5 также вошли Яндекс, ВТБ, Теле2 и новичок Рейтинга — «Аэрофлот».

/

Итак, что рассказали сами финалисты на конференции РБК — как они стали привлекательным местом работы как для новичков, так и для опытных профессионалов?

Соискатели выбирают работодателей, готовых к открытой оценке

Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-Банка:

— К первому месту мы шли постепенно, но уверенно. Знаем, что люди — самый важный и ценный капитал. Мы много инвестируем в работу с людьми и активно вкладываемся в развитие HR-бренда — у нас открытая корпоративная культура, мы много рассказываем, что у нас происходит внутри, как мы работаем с сотрудниками. Это даёт возможность кандидатам лучше нас узнать и приходить к нам на работу уже осознанно. Такие соискатели работают эффективнее.

Соискатели выбирают работодателей, готовых к открытой оценке

Илья Перфильев, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию «Аэрофлота»:

— Мы первый раз участвуем в Рейтинге. У «Аэрофлота» свои особенности — мы достаточно специфическая по профилю структура, у нас работает, пожалуй, около половины лётного персонала всей страны, и до недавнего времени не было необходимости выходить на рынок труда.

Но после столкновения с внешними санкционными ограничениями мы пришли к необходимости конкурировать в части общеотраслевых профессий. Нам понадобились свои конструкторы, ИТ-специалисты, мы были вынуждены создавать свои компетенции и набирать соответствующий персонал. Сейчас фактически нет конкуренции за работников с точки зрения стандартных пакетов от работодателей. Зарплаты и льготы более-менее одинаковы. Но у нас есть преимущество: безлимитные корпоративные авиабилеты работникам и членам их семей. И это уже не просто преимущество, а стиль жизни аэрофлотовцев.

История «Аэрофлота» — история гражданской авиации нашей страны. У нас уникальная корпоративная культура, и люди, которые приходят к нам работать, могут стать частью истории — это очень серьёзная мотивация. У нас есть династии и преемственность поколений. Мы стараемся сохранять и развивать эти ценности.

Соискатели выбирают работодателей, готовых к открытой оценке

Глеб Ермаков, руководитель департамента по работе с персоналом — старший вице-президент Банка ВТБ:

— Есть несколько компонентов успеха. Первый из них связан с постоянным совершенствованием условий работы для тех, кто уже работает в организации. Для этого мы регулярно пересматриваем заработные платы, вносим всё большее разнообразие в систему льгот и привилегий для сотрудников, инвестируем значительные средства в автоматизацию их труда, в их профессиональное, личностное и карьерное развитие. Как результат, мы видим значимый рост вовлечённости и лояльности наших сотрудников. Так, по результатам комплексного исследования в 2023 году мы получили значение индекса вовлечённости в 88%, что на 5 п. п. больше, чем в 2021 году. И это на фоне серьёзных пертурбаций, через которые прошёл ВТБ в 2022 году ввиду беспрецедентного санкционного давления.

Второй компонент успеха — активная работа с внешним рынком. Здесь большое значение имеет сила твоего бренда работодателя, который в свою очередь тесно переплетён с брендом организации и создаваемым ею имиджем и продуктом. Поэтому мы активно работаем над улучшением клиентского опыта не только наших клиентов, но и наших соискателей. В 2023 году мы обновили наш бренд работодателя. Его новый слоган «Возможности твоего будущего» — это то, что мы можем предложить соискателям разных категорий, от стажёров и начинающих специалистов на фронт-линии в наших отделениях по всей стране до опытных профессионалов и руководителей. Их в том числе привлекают масштаб организации и её задач, стабильность работодателя и высокий профессионализм и внимание руководителей.

Тренды изнутри: к чему привела демографическая яма

85% работодателей , что основным трендом 2024 года останется дефицит кадров. Уровень безработицы в стране, по оценке Росстата, достиг исторического минимума и  2,9%. В ближайшее время ситуация с нехваткой кадров не решится — мы живём с «наследством» демографического кризиса 1990-х, отягощённым пандемией и внешнеполитическими событиями последних лет. Что об этом думают эксперты и финалисты Рейтинга? Ведь на конференции собрались именно те, кого высоко оценили сотрудники и соискатели, а значит, компания стратегически мыслит и вкладывается в долгосрочную заботу о работниках.

Соискатели выбирают работодателей, готовых к открытой оценке

Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru:

— Рынок труда сейчас однозначно рынок соискателей. Людей не хватает, поэтому конкуренция большая, а соискательская активность низкая. В среднем сейчас 3,5 резюме на одну вакансию. Дефицит отмечается по всем отраслям, профессиям, особенно в транспорте, торговле, на производстве. И простых, быстрых решений, как справиться с этим, нет.

Самым прямым следствием ситуации стал рост заработной платы — так, за год зарплаты в сегменте массовых профессий выросли на 50%. Работодатели готовы создавать гибкие условия занятости и оплаты: например, вводят более быстрые выплаты, по сравнению с обычным графиком выплат.

Несмотря на дефицит кадров, лучшие работодатели по-прежнему могут выбирать соискателей, вести отбор по своим требованиям.

Ещё один тренд, которого так ждали, — наконец отмечен рост интереса молодёжи к среднему образованию, к рабочим и сервисным профессиям. Тут сыграла свою роль и популяризация таких специальностей, и то, что здесь рост зарплат сравним с динамикой дохода у белых воротничков.

Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-Банка:

— Истерия вокруг «войти в ИТ» чуть спала, но спрос на толковых разработчиков ещё долго будет сохраняться. Отрасль испытывала давление из-за того, что на рынок выходила масса людей после краткосрочных курсов, у которых были завышенные ожидания по зарплатам. Сейчас намечается новая гонка зарплат — уже в рабочих специальностях. Таланты всегда в дефиците, но работников ещё долго не будет хватать.

Илья Перфильев, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию «Аэрофлота»:

— В авиации своя специфика. После пандемии мы столкнулись с недостатком бортпроводников — многие ушли из профессии, особенно если работодатели-авиакомпании сокращали персонал. В итоге мы стали брать молодёжь, с этой категорией проще — её надо учить, а не переучивать. Но сейчас ведём и приём готовых бортпроводников, с опытом работы в других авиакомпаниях.

С пилотами сложнее: «срок рождения» одного пилота — шесть лет, и после училища необходимо переобучение. Мы набираем большой кадровый резерв, смотрим на молодёжь, на высвободившихся специалистов, ведём целевые наборы в учебные учреждения.

Глеб Ермаков, руководитель департамента по работе с персоналом — старший вице-президент Банка ВТБ:

— В текущих условиях важно работать не только на привлечение, но и на удержание персонала. И в числе инструментов достижения этой цели не стоит недооценивать простое внимание и заботу о людях. Сотрудниками особенно ценится, когда организация проявляет их не только в благополучные времена, но и в трудные периоды.

2022 год был очень сложным для ВТБ. Когда встал вопрос о том, как вознаградить персонал по итогам того года, мы приняли важное осознанное решение: рядовые сотрудники, которые обеспечивали слаженную работу по всей стране в условиях повышенного стресса и давления, должны минимально ощутить на своих доходах крайне негативные финансовые последствия того трудного периода для нашего банка.

Рынок труда глазами соискателя

Эксперты и финалисты Рейтинга рассказали о том, как сейчас воспринимают выстраивание карьеры сотрудники, о новых карьерных паттернах и мотивации работников. Их словам можно верить — на вершину Рейтинга работодателей взошли те, кто знает, как повысить лояльность персонала, как правильно использовать инструменты удержания и привлечения кадров.

Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru:

— Изменились ценностные приоритеты. Стало больше соискателей, для которых построение карьеры, интересные задачи — не приоритет. Люди сейчас больше ориентированы на мягкие коммуникации, психологический комфорт на работе. Основной запрос — гибридный формат работы.

Такая ситуация требует пересмотра позиции руководителя, менеджера. Ведь людей, которые не будут выкладываться на 100% на работе, тоже надо встраивать в процессы. Потому что других нет.

Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-Банка:

— Поведенческие паттерны действительно меняются. Сейчас людям нравится работать в офисах. Мы доказали исследованиями, что гибридная занятость работает лучше полной удалёнки или офиса. Одна из наших новых инициатив — развивать гибридный формат, сделать так, чтобы он всё больше и больше нас пронизывал.

Глеб Ермаков, руководитель департамента по работе с персоналом — старший вице-президент Банка ВТБ:

— Сотрудники, и особенно молодёжь, уделяют всё большее внимание балансу между работой и жизнью. Они хотят работать, чтобы жить. В этих условиях конкурентное преимущество будет у тех работодателей, кто постоянно работает над повышением производительности труда своих сотрудников за счёт непрерывных улучшений процессов, их автоматизации и роботизации, над совершенствованием повседневной рабочей среды для сотрудников.

Илья Перфильев, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию «Аэрофлота»:

— Нам важно мотивировать работников набирать часы налёта, особенно в высокий сезон. Мы стали практиковать ротацию авиационного персонала внутри Группы, несмотря на все законодательные ограничения, пробуем бесшовный переход персонала между нашими авиакомпаниями.

Прогнозы: что ожидает рынок занятости

Эксперты и финалисты Рейтинга поделились мнением, что случится с рынком труда в ближайшие пять лет и как изменится политика бизнеса по отношению к персоналу.

Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru:

— Опасения, что искусственный интеллект вытеснит людей, не совсем точны. Нас заменит не ИИ, а люди, которые могут его освоить, умеют с ним работать. Люди, вооружённые технологиями, будут более конкурентоспособны на рынке.

Также будут важны гибкость и свобода выбора и в отношениях «работник — работодатель», и в занятости. Со временем появятся новые форматы, к которым надо быть готовыми.

Глеб Ермаков, руководитель департамента по работе с персоналом — старший вице-президент Банка ВТБ:

— Ввиду демографической ямы будет нарастать дефицит работников в возрасте от 30 до 39 лет, причём во всех отраслях российской экономики. Сложнее других будет компаниям с большой долей синих воротничков, поскольку система профессионального профобразования готовит в разы меньшее число рабочих кадров для промышленности, чем прежде, и совершенно не поспевает за потребностями рынка.

И конечно, многое будет зависеть от того, как будет развиваться наш многополярный мир, какие новые вызовы появятся.

Илья Перфильев, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию «Аэрофлота»:

— В нашей сфере будущее — беспилотники, когда пилоты станут удалёнными операторами самолётов. С развитием технологий уйдёт часть профессий, появятся новые. Мы уже готовимся к тому, что придётся переобучать сотрудников, создали Корпоративный университет.

Считаю, что баланс работы и жизни станет частью соцпакета. Работодатели будут «продавать» работникам не только зарплату и медстраховку, но и гарантию такого баланса.

Марат Исмагулов, HR-директор Альфа-Банка:

— Проблема с рабочими, массовыми специальностями — общая проблема, которую надо будет решать всем, в масштабе всей страны, а не конкретным работодателям. Я верю, что мы сможем её решить.

Рейтинг работодателей России: как попасть в фокус внимания

Рейтинг 2023 показал, что всё больше работодателей готовы к открытой оценке. Стало больше участников и на 47% больше финалистов, чем в прошлом году, — 1497 компаний!

А ещё:

  • Увеличился интерес соискателей — за работодателей в этом году было отдано почти 580 000 голосов!
  • Активнее участвовали крупные компании, из них 129 вышли в финал.
  • Заметнее стали организации госсектора. Два года назад в Рейтинг для них была добавлена отдельная категория, и в этом году впервые госучреждение стало лидером в своей группе по численности.

Добавим, что Рейтинг даёт уникальные аналитические возможности — компании-участники могут получить обезличенный отчёт по голосованию соискателей, увидеть, насколько они привлекательны для разных профессиональных и географических групп. Это поможет понять, как бизнесу дальше работать с коммуникациями на рынке.

Нина Осовицкая, директор Бренд-центра hh.ru:

— Без позиции публичного продвижения, активной коммуникации не привлечь кандидатов. Если бизнес не готов быть заметным, соискатели его не выберут.

Участие в Рейтинге работодателей в России — само по себе отличный повод рассказать о своей компании. И не только в своих соцсетях — об итогах нынешнего Рейтинга вышло около 2000 публикаций в СМИ.

Соискатели выбирают работодателей, готовых к открытой оценке

А в информационном эфире телеканала РБК уже традиционно вышла новость об итогах Рейтинга работодателей hh.ru.

Работа продолжается. Команда hh.ru готовится к Рейтингу работодателей 2024. Каким он будет, кто возглавит топ компаний? Сохранят ли сегодняшние финалисты свои позиции, увидим ли мы новые прорывы и необычные решения по работе с персоналом?

Приём заявок от компаний стартует 1 июня.

Голосование соискателей за лучших работодателей начнётся в октябре.

К другим статьям