Карты правду говорят? Есть ли польза от тарологов и гадалок на корпоративах

В 2023 году наметился тренд к приглашению тарологов на корпоративные и бизнес-мероприятия. Руководители ивент-агентств , что в этом зимнем сезоне тарологи и гадалки входили в топ клиентских запросов на новогодние корпоративы. А участники «Бизнес Феста» от Сбера были готовы , чтобы попасть к бизнес-тарологу. Спрос на сами карты Таро, по данным маркетплейсов, уверенно растёт уже не первый год. Поговорили с экспертами, чем так привлекательны тарологи и гадалки для заказчиков и организаторов корпоративных мероприятий и могут ли они принести реальную пользу компании.

Маргарита Прошина, клинический психолог, коуч, специалист сервиса Alter

1) В кризисные периоды внушаемость людей возрастает: объективные прогнозы зачастую не работают, тогда люди ищут некий внешний ориентир, на который можно опереться. Так было, например, в конце 80-х — начале 90-х, во время распада СССР: в обществе царили неопределённость и турбулентность и подскочил спрос на гадалок и гипнотизёров вроде Кашпировского. А в последние годы все прогнозы и планы трещали по швам из-за пандемии и событий, связанных с СВО.

Если говорить именно о новогодних мероприятиях, думаю, что популярность тарологов на корпоративах связана и с традициями вокруг зимних праздников. Новый год, Рождество и Святки ассоциируются с лёгкостью и забавами — наши предки наряжались в костюмы, пели колядки, гадали и веселились. Это время, когда можно было вести себя несерьёзно, отвлечься от повседневности и побыть кем-то другим, а ещё — одним глазком заглянуть в будущее. Сейчас такую роль для нас играют новогодние вечеринки.

Предсказания, с одной стороны, очень волнуют, а с другой — в глубине души мы всегда надеемся на лучшее. От гаданий на картах Таро никто обычно не ждёт плохих прогнозов — все хотят услышать о своей жизни что-то хорошее. Даже если в предсказании будет и хорошее, и плохое, то человек, скорее всего, постарается сфокусироваться на первом: «Хотя бы это у меня будет». И это даёт силы продолжать справляться со своими повседневными обязанностями.

2) Особой пользы от таролога на корпоративе, помимо того, что это развлечение и необычный способ провести время, я не вижу. Хотя не исключаю, что кому-то гадание на картах Таро, как и любые другие предсказания, может дать ориентир — чего он хочет на самом деле. Существует так называемый , когда некое абстрактное описание, подходящее многим, мы воспринимаем как что-то, сказанное лично про нас. И размышляя над толкованием карты, которое дает таролог, мы можем сами себе ответить на вопрос, чего нам сейчас не хватает, что в своей жизни мы хотели бы изменить. Если внимательно отнестись к собственной интерпретации сказанного, можно ближе познакомиться с собой и обсудить это с психологом либо совершить те изменения, необходимость которых стала для нас очевидна.

3) Метафорические ассоциативные карты — это карточки с рисунками, на которых могут быть изображены некие сюжеты, лица людей, знаки и символы, абстрактные образы и даже просто цветовые пятна. Доставая из колоды случайную карту, человек проецирует на картинку собственные эмоции, своё представление о ситуации, и изображения помогают ему описать словами, что с ним происходит. Метафорические карты позволяют быстрее установить контакт с бессознательным, которое оперирует именно образами и символами, а не логикой, и узнать, о чём человек переживает, чего он хочет на самом деле.

Этот инструмент используется в психотерапии, если клиенту сложно выразить свои чувства или описать ситуацию словами, а также если ему нужно быстро найти какой-то ресурс. Метафорические карты могут помочь клиенту соединиться с неким позитивным опытом, приятными эмоциями, позволить наглядно увидеть, что может его поддержать. Психолог может порекомендовать клиенту сфотографировать такую карточку и время от времени смотреть на неё, чтобы иметь быстрый доступ к этому психологическому ресурсу.

4) Из психологических практик, допустимых на корпоративе, я бы рекомендовала, например, нарративные, которые можно выполнять как индивидуально, так и в группе. Нарративная психотерапия позволяет по-новому взглянуть на события своей жизни, и из этого подхода можно почерпнуть необычные и вдохновляющие способы подвести итоги года.

Можно сделать творческую практику «Ёлочка года» в группе или рабочей команде. На листе бумаги (каждый на своём или на общем большом ватмане либо флипчарте) нужно нарисовать или сделать в технике коллажа новогоднюю ёлку, где:

  • корни — то, с чем мы вошли в минувший год,
  • ствол — чему мы за год научились;
  • ветки — проекты, отношения, важные дела, которые были в прошедшем году, то, во что мы вкладывали силы и время;
  • ёлочные игрушки — это наши достижения и значимые события;
  • подарки, которые лежат под ёлкой, — дары года, как материальные, так и нематериальные;
  • звёзды вокруг ёлки — желания, которые мы загадываем на новый год.

Каждая команда может создать свою «Ёлочку года» и показать её коллегам. Важно не просто сделать рисунок или коллаж, но и обсудить с командой, желательно с помощью профессионального фасилитатора, каким для вас был минувший год.

Ещё одна хорошая психологическая арт-практика — составить коллаж своей команды, отдела или самого значимого проекта в прошлом году. Такой коллективный портрет помогает почувствовать общность и каждому члену команды визуализировать и ощутить своё место в коллективе и свой вклад в общее дело.

В целом подведение командных итогов года на корпоративе полезно, если делать это в позитивном ключе. Чтобы замотивировать команду, руководителю стоит делать акцент не на формальных, цифровых результатах, а постараться отметить вклад каждого человека в реализованные проекты. И здесь также хорошо бы заручиться помощью внешнего специалиста — фасилитатора, коуча или психолога, который будет модерировать этот процесс.

Такие психологические практики можно проводить и как отдельное мероприятие, и внутри корпоратива. Однако непременным условием является обеспечение психологической безопасности: важно, чтобы все люди, которые подводят итоги и говорят о чём-то значимом для себя, были услышаны, правильно поняты и не боялись, что их могут высмеять. Поэтому лучше выполнять такую работу под руководством профессионального модератора. Также подчеркну, что если формат мероприятия предполагает алкоголь, то психологические практики могут быть небезопасны: алкоголь снижает контроль и повышает уязвимость участников, они могут кого-то обидеть либо сами пострадать от комментариев коллег. Если же корпоратив безалкогольный либо участникам предложили только приветственный бокал шампанского, подобные групповые практики будут довольно безопасны.

Екатерина Антюфьева, клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, преподаватель Института психотерапии и клинической психологии

1) Спрос на эзотерику в обществе действительно вырос, потому что мы живём в крайне нестабильные времена. В последние годы на нашу долю выпадает много испытаний — в таких обстоятельствах у людей есть потребность опереться на некую высшую силу, получить подсказку от Вселенной.

Также в гаданиях для нас с детства есть элемент чего-то загадочного, волшебного, и в период новогодних праздников хочется вновь прикоснуться к такому ресурсу. Безусловно, таролог на корпоративе в первую очередь развлечение. Если при этом мы услышим что-то хорошее, это всегда приятно.

Отмечу, что, по моему опыту работы с клиентами из сферы бизнеса, склонность доверять подобным практикам редко встречается у людей с предпринимательским типом мышления, это скорее свойственно людям несколько инфантильным, которые подсознательно хотят частично переложить ответственность за свою жизнь, выборы и благополучие на нечто другое — на карты, магию, судьбу. Руководители и предприниматели чаще всего, напротив, прямо говорят, что не хотят никакой эзотерики либо долгих разговоров ни о чём, и целенаправленно приходят к психологу за терапевтическими подходами, которые основаны на знаниях о работе мозга, имеют чёткие протоколы и дают конкретные алгоритмы действий, как, например, когнитивно-поведенческая психотерапия.

2) В целом человек с достаточным уровнем психологической зрелости и опоры на себя может получить пользу и от карт Таро, и от любых других подобных практик, если будет использовать их как способ найти параллели со своей жизнью, получить ценные инсайты и действовать. Человек же, склонный к инфантилизму, будет оставаться в парадигме детского магического мышления и ждать знаков от Вселенной.

3) Метафорические ассоциативные карты позволяют нам с помощью визуальных образов получить доступ к тому материалу, который есть в психике клиента, в его бессознательном. Основное отличие этих карт от гадальных состоит в том, что гадалка делает расклад и даёт свою интерпретацию того, что видит. Психолог же не даёт никаких толкований — он помогает клиенту самостоятельно интерпретировать то, что тот видит. Глядя на картинки, человек называет свои ассоциации, погружается в воспоминания — всё это очень важный материал для работы. Психолог своими вопросами только помогает клиенту разворачивать ассоциативный ряд. Это очень интересный и творческий процесс.

Важно понимать что в психотерапии метафорические карты — это лишь один из инструментов. У психолога есть запрос клиента, цели терапии, стратегия работы и множество инструментов и техник. Карты — один из возможных способов получить доступ к бессознательному и к чувствам, которые клиенту может быть сложно распознать и выразить.

Например, если на метафорической карте изображен парусник, плывущий по морю на фоне заката, то для одного человека это будет про новые горизонты, желание отправиться покорять новые берега, а для другого — про завершение и даже умирание. Эти ассоциации вписаны в контекст жизни клиента, и терапевт помогает ему провести параллели с его личной историей и актуальной жизненной ситуацией. Такая работа может помочь прояснить истинный запрос на терапию, когда человека что-то беспокоит, но он сам не до конца понимает, что именно, — а затем найти решение. Решения в подобной метафорической форме также могут быть новыми и креативными.

Интерес именно к картам Таро высок ещё и потому, что у них есть своя история и определённая философия. На самом деле, психолог может использовать эти карты и в качестве метафорических, то есть работать с ними по проективной методике, следуя принципам, о которых говорилось выше.

4) Какую опасность я вижу в проведении практик вроде гаданий на Таро на корпоративных мероприятиях? Бывает, люди, сходив к гадалке, услышат что-то неблагоприятное и примут это слишком близко к сердцу, бывает, предсказание попадает в какую-то травму. То есть ведущий своей интерпретацией или даже просто неумелым использованием тех же метафорических карт может вскрыть подавленные болезненные воспоминания. Вытащить их несложно, а вот что с ними делать дальше, ведущий может не знать. И это небезопасный вариант, особенно если практика проходит в групповом формате.

Лилия Хололей, руководитель B2B-направления сервиса психотерапии Alter

4) Элементы психологических практик для сотрудников могут стать мощной поддержкой для команды на рубеже года, особенно если он по тем или иным причинам выдался непростым. Такая работа помогает осмыслить минувший год, взять из него самые ценные инсайты, осознать общие результаты компании и почувствовать свой вклад в них, зарядиться вдохновением на новый год и решить много других задач, которые руководитель и эйчар могут держать в уме, организуя корпоративный праздник.

Однако по собственному опыту работы в ивент-индустрии скажу, что включать в программу корпоративов психологическую составляющую следует с осторожностью. Активное употребление алкоголя именно на новогодних вечеринках меньше осуждается, чем в другие моменты, так как завязано на традициях самого праздника — какой же Новый год без бокала шампанского? И без развесёлых фотографий в рабочих чатах на следующее утро (давайте будем честны, мы их даже ждём). Но под воздействием алкоголя некоторые люди, к сожалению, теряют способность воспринимать информацию, адекватно реагировать, контролировать свои слова и действия. Особенно если мероприятие проходит онлайн, что сегодня не редкость, — дистанционно участников контролировать ещё сложнее, чем на площадке. А для психологической работы это означает, что она будет в лучшем случае малоэффективной, а в худшем — небезопасной для участников.

Мы обычно рекомендуем корпоративным клиентам проводить психологическую часть как отдельное мероприятие в серии праздничных событий, например в формате воркшопа на полтора-два часа, онлайн или офлайн. Этот вариант хорош ещё и тем, что таким практикам нужно уделить время и внимание: чтобы проанализировать год и правильно поставить цели на следующий, важна эмоциональная и интеллектуальная вовлечённость участников.

Психологическую и развлекательную часть некоторые психологи рекомендуют по возможности проводить в разные дни, поскольку такая работа может запускать внутренние процессы, которые после практики будут продолжаться ещё какое-то время, а воздействие алкоголя на сознание может этому помешать. Допустим и вариант, когда в первой половине дня проходит психологический воркшоп, а во второй — вечеринка и собственно празднование. Причём первая часть тоже не обязательно должна быть серьёзной — есть множество игровых и творческих психологических практик, которые сделают эту работу лёгкой и весёлой, но при этом реально полезной и вдохновляющей для команды.

✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru

К другим статьям