Well-being: фокус на ментальное здоровье, диджитал и социальные связи
У термина well-being нет точного русского аналога, наиболее часто его переводят как «благополучие». В России активно заговорили о нём после кризиса 2008−2009 годов. Оказалось, что правильная стратегия заботы о сотрудниках помогает оптимизировать HR-бюджет и сохранить кадры. Сейчас на рынке всё так же непросто: политические и военные конфликты, экономические кризисы в ряде стран, релокация как отдельных сотрудников, так и целых офисов. С одной стороны, в кризисное время социальная политика часто уходит на второй план, а с другой — всё чаще на повестке дня звучат вопросы ментального здоровья сотрудников, и всё чаще в организации привлекается бизнес-психолог. Вместе с экспертами крупных компаний мы разбираемся, какие программы заботы востребованны в новых реалиях и как они будут развиваться в 2024‑м. Спойлер: прогноз хороший.
Автор: Андрей Слободян, директор по развитию корпоративного направления Zigmund.Online
Что такое well-being
В России well-being чаще всего ассоциируют с программами нематериальной мотивации и КСО, поддерживающими инициативами. Но это нечто большее, чем разовый бенефит, ежегодный день здоровья или обеды в офисе. Согласно модели CIPD, это часть HR-системы наравне с корпоративной культурой.
Здесь объединяется множество направлений, как, например, забота о физическом благополучии (ДМС, телемедицина), поддержка психолога, развитие внутренних инициатив и т. д. В долгосрочной перспективе это помогает сократить затраты на рекрутмент, повысить мотивацию команды и сократить долю увольнений.
Решать классические HR-задачи в новых условиях стало сложнее. Удержать и сплотить теперь нужно удалённые и гибридные команды, мотивировать при высоком уровне внешнего стресса, а старые, добрые «печеньки в офисе» давно утратили свою привлекательность.
Посмотрим, как трансформировались форматы программ благополучия за последние три года.
Забота — в тренде
1. Фокус на заботу о ментальном здоровье
Разговоры о эмоциональном благополучии персонала уже давно идут в корпоративной среде, тем не менее более 75% сотрудников высокий стресс на рабочем месте, а 81% отмечают, что поддержка психического здоровья имеет первостепенное значение при выборе работодателя.
Всё больше сотрудников сталкивается с выгоранием, и эта проблема не только человека, но и предпринимателя. По данным Gallup Report, выгоревшие сотрудники в 2,3 раза чаще увольняются, на 63% чаще уходят на больничный. Бизнес за это платит рублём: средняя упущенная выгода достигает 1 000 000 ₽ в год.

За последние два года ввиду ряда факторов мы особенно внимательно стали следить за потребностями наших коллег и откликаться на их запросы. Прежде всего, особое внимание уделяем внутреннему настроению и ментальному здоровью членов нашей команды. Сейчас мы ориентируем нашу программу благополучия на оказание всесторонней поддержки психоэмоционального состояния сотрудников.
Компании что инвестировать в психологическое здоровье — выгодно, и пробуют разные форматы: кто-то нанимает в штат корпоративного (бизнес) психолога, кто-то подключает профильные платформы с консультантами. Если пару лет назад организации могли ограничиться разовыми тренингами или вебинарами с коучем или эйчаром, сейчас всё чаще внедряют длительные программы помощи с профессиональным психологом.

Ирина Ермишева, директор по персоналу финтехсервиса CarMoney
2. Поиск новых форматов
Тренд на удалённую работу и гибридные форматы не сдаёт позиции: количество вакансий для удалёнщиков с каждым годом. Соответственно, корпоративные форматы заботы также переходят в диджитал. Такие факторы, как уютный офис, проездные и корпоративная столовая, теряют значимость, и организации ищут новые «плюшки».

За последние два года мы расширили программы соцподдержки сотрудников, дополнили программы страхования и психологической помощи, пересмотрели формат компенсации питания и спорта. К действующим суточным компенсациям питания добавили недельные — для удалённых сотрудников. Также подключили к программе нового подрядчика — популярный сервис доставки еды, доступный всем сотрудникам.
Востребованность программ компенсации питания по компании выросла на 9 п. п. В аудитории удалённых сотрудников, на которых были ориентированы изменения, востребованность выросла на 75 п. п.
3. Комплексные диджитал-решения
Самая дорогая валюта — это время. Люди хотят получать разные услуги в едином окне, и мы видим, что различные цифровые платформы всё более значимыми.
Принцип диджитализации пришёл и в сферу wellbeing. Например, в группе компаний «Литрес» у сотрудников есть неограниченный доступ к платформе с разнопрофильными консультантами: психологами, юристами, финансовыми советниками, врачами телемедицины, советниками по ЗОЖ.

Круглосуточные консультации — это профилактика рисков выгорания в условиях повышенного стресса и нестабильной обстановки. По нашей статистике, почти каждый второй сотрудник обращался за консультацией юриста (40%) и каждый четвёртый — к психологу (25%).
4. Профилактика одиночества
ВОЗ назвала одиночество глобальной проблемой человечества и даже комиссию по одиночеству. Число сотрудников, чувство одиночества на работе, подскочило до 38% в 2023 году по сравнению с 33% в 2022‑м.
Известен даже такой феномен, как кабинная лихорадка, свойственный морякам. Это неофициальный термин для описания раздражения и беспокойства, вызванных оторванностью от внешнего мира, что вызывает тревогу, снижает качество жизни, затрудняет коммуникации.
Мир пережил похожее в пандемию, но для многих переживание одиночества и оторванности от социума осталось фоном жизни, особенно это актуально для удалённых сотрудников. Поэтому работодатели фокусируются на сплочении команд, усилении чувства принадлежности. Например, в компании АО «Прогресс» эту задачу решили во многом через спорт.

Программы поддержки изменились за последние пару лет. После пандемийных ограничений 2020 года совместные занятия спортом стали особенно популярны, так как они не только поддерживают здоровье сотрудников, но и помогают укрепить командный дух, дают коллегам возможность познакомиться в условиях частично удалённой работы.
Например, на липецком предприятии у нас сформировано сообщество работников — любителей спорта, которые играют в мини-футбол, волейбол, а в московском офисе сотрудники развивают и поддерживают собственный беговой клуб. В центральном офисе в этом году запущен пилотный проект корпоративных занятий йогой.
В hh.ru сделали фокус на организацию внутренних коммьюнити. После пандемии офис стал не просто удобным пространством для работы, но и территорией для нетворкинга, общения.

Мы создаём среду для укрепления социальных связей. Утром в наших офисах можно пообщаться с коллегами за бокалом смузи или фреша, который приготовят при вас. Днём — зайти на чайную церемонию или поиграть в пул, а вечером прийти на занятия по актёрскому мастерству или игре на фортепиано, барабанах. Коллегам с детьми предлагаем детские комнаты, обучение цифровым навыкам (создание сайтов, чат-ботов и т. д.), а в каникулы наши офисы превращаются в детские лагеря.
Wellbeing-2024: фокус на диджитал и персонализацию
И в заключение мы попросили экспертов поделиться, как они видят развитие программ в следующем году.
Андрей Слободян, директор по развитию корпоративного направления Zigmund.Online:
«На протяжении нескольких лет мы видим растущий спрос на психологические консультации со стороны бизнеса. Пройдя через ряд кризисов последних лет, компании оценили потенциал психологии: без поддерживающих программ было бы сложно сохранить работоспособную команду. В будущем мы всё чаще будем встречать бизнес-психологов в организациях. Программы благополучия и психологической поддержки, в свою очередь, будут становиться всё более гибкими, персонализированными и data-driven (с англ. „управляемый данными“. — Прим. ред.)».
Марина Лобынцева, административный директор hh.ru:
«Качество программ благополучия — один из ключевых факторов при выборе места работы, и компании будут уделять больше ресурсов на их развитие, поскольку количество проектов и задач растёт, а специалистов становится всё меньше.
С 2024 года программы wellbeing меняются в сторону ещё большей человекоцентричности. Это кажется единственной верной и результативной стратегией. Эффект таких программ сложно измерить, и новый вызов для компаний — понять, что именно в большей степени влияет на качество работы персонала.
Уже сейчас становится актуальным применение искусственного интеллекта в направлении развития программ благополучия. С помощью технологий можно не только придумывать, сравнивать, реализовывать новые проекты, но и основываться на зарубежном опыте развития wellbeing-программ, добавляя свои требования».
Дмитрий Крысько, директор департамента по управлению персоналом группы компаний «Литрес»:
«Всё больше организаций будет инвестировать в создание и улучшение программ благополучия для сотрудников. Техническая реализация и персонифицированные ассистенты (AI) будут двигать рынок вперёд. Мобильные приложения и онлайн-платформы будут предоставлять возможность оперативного доступа к необходимым инструментам. Виртуальные тренировки, онлайн-терапия и медитационные приложения будут становиться всё более популярными. В целом рынок программ благополучия будет продолжать расти и развиваться в 2024 году, отвечая запросу компаний на здоровье и благополучие сотрудников».
Александра Батина, директор по персоналу «Контура»:
«Конкуренция за кадры будет расти, и, чтобы оставаться конкурентными, работодателям предстоит расширять свои wellbeing-программы или создавать уникальные предложения. У соискателей растёт запрос на гибридный и удалённый график — можно предположить, что программы заботы о сотрудниках будут меняться под диджитал-реалии».
Ирина Ермишева, директор по персоналу финтехсервиса CarMoney:
«Рынок будет двигаться к персонализации программ: wellbeing-программы станут более индивидуализированными, чтобы соответствовать уникальным потребностям каждого сотрудника. Благодаря использованию больших данных и искусственного интеллекта применение персонального подхода станет шире — и сотрудники смогут получать рекомендации, нацеленные на улучшение их личного здоровья и благополучия.
Следующий тренд — это интеграция ментального здоровья. Уделяющие внимание психическому здоровью программы станут не просто трендом, но и неотъемлемой частью корпоративных стратегий. Чтобы поддерживать продуктивность и удовлетворённость сотрудников, компании расширят спектр услуг, включая доступ к психотерапевтам, тренировки по управлению стрессом, медитацию и программы осознанности.
И третий тренд 2024 года — разнообразие и включение. Программы wellbeing будут тесно переплетаться с инициативами по диверсификации и инклюзии, так как компании признают, что реального благополучия сложно достичь без создания включающей и поддерживающей среды для всех сотрудников, независимо от их пола, возраста, этнической принадлежности или любых других характеристик».
↩ К другим статьям