Как помочь сотрудникам стать счастливее на работе

Едва ли можно начать такую статью словами о том, что интерес к проблеме счастья в последнее время как-то особенно вырос. Как быть счастливым и что вообще значит быть счастливым, волновало человека с давних времен. Тем не менее меняются контексты, в которых такие вопросы задаются. И в современном мире — с удалёнкой и искусственным интеллектом, с восьмичасовым рабочим днём и вообще таким понятием, как «менеджмент», — нужно заново учиться находить то, что неизменно, в том, что непрерывно меняется.

Оксана Комарица
Оксана Комарица
исследователь в области организационной психологии

Забудьте про работу и команду мечты

Работы мечты и команды мечты на самом деле не существует. Даже если нам кажется, что мы наконец нашли ту самую работу, о которой мечтали, или тех самых людей, с которыми нам по-настоящему нравится работать рядом, спустя какое-то время всё равно возникают трудности. Так, мы постепенно начинаем замечать недостатки, на которые до этого не обращали внимания. Или даже сами создаем проблемы как будто бы из ниоткуда — просто потому, что мы так устроены. В конце концов любая «работа мечты», какой бы идеальной ни казалась поначалу, становится... просто работой.

Однако без трудностей не были бы возможны удовлетворение и радость от их преодоления и роста своих навыков. Может быть, это не совсем те трудности, на которые мы рассчитывали, и не те навыки, которые мы планировали развивать, но чем раньше мы примем реальность такой, какая она есть, тем больше шансов у нас испытать счастье там, где оно действительно возможно.

Что делать?
 

  • Продолжайте стремиться к обеспечению достойных условий труда, включая конкурентное вознаграждение, безопасное и комфортное рабочее место и здоровый психологический климат.
  • Различайте, что вы можете контролировать, а что нет, и действуйте в рамках своих возможностей.
  • Помогайте людям находить и вспоминать хорошее и открывать для себя новые возможности на той работе, которая у них есть сейчас.

Признавайте реальность

Если то, что происходит на самом деле, отличается от того, что нам говорят, мы начинаем терять доверие. Отсутствие доверия, в свою очередь, приводит к нежеланию делиться информацией, сообщать об ошибках, участвовать в обсуждениях, предлагать идеи и давать честную обратную связь. А ведь это как раз всё то, что мы называем вовлечённостью! Страдает и психологическое благополучие — сотрудники не ощущают себя в безопасности, находятся в постоянном напряжении.

Люди всегда чувствуют, если что-то не так, например есть противоречие между словами и действиями или нечто очевидное игнорируется. Если что-то объективно плохо, ещё хуже можно сделать, делая вид, что всё в порядке. Наоборот, спокойно признайте, если есть проблема. Это факт. Что будем делать? Такое признание сделает вас ближе к реальности, а вместе с этим и к вашим коллегам.

Что делать?
 

  • Не давайте скрытым конфликтам пускать корни: учитесь распознавать эмоции и говорить о них, в первую очередь о своих.
  • Помогайте сотрудникам найти коллег с похожими проблемами — они почувствуют, что не одни и кто-то ещё проходит через то же самое.
  • Старайтесь узнать, что беспокоит сотрудников, но отдавайте себе отчёт в том, насколько с вами готовы делиться.

Ищите контакт на человеческом уровне

У всех нас есть определённые роли. На работе мы сотрудники, руководители, подчинённые, коллеги, а ещё стажёры, тимлиды, эйчары или CEO. У нас есть свои роли и дома. И вообще множество разных ролей, например клиента, соседа или пассажира. Роли нужны для организации общества, понятного и предсказуемого взаимодействия друг с другом. Однако самые лучшие переживания в жизни едва ли можно назвать понятными и предсказуемыми.

Как человеческие существа, мы ищем контакта с другими такими же человеческими существами. При этом человек сложен, а любая роль — это всегда обобщение и упрощение. Если немного выйти за пределы роли и попробовать вступить в контакт именно с человеком, это может привнести много нового и ценного в нашу жизнь на работе.

Что делать?
 

  • Оказывайте помощь другим людям, независимо от их статуса и собственной выгоды. Вы не обязаны испытывать любовь — вашим драйвером может быть любопытство.
  • Создавайте больше возможностей для контакта, например договоритесь не сидеть в телефонах в ожидании и во время встреч.
  • Поощряйте связанные с работой проекты, где роли меняются или стираются.

Стремитесь не к успешности, а к интеграции

Про «успешный успех» наверное слышали многие, но что такое интеграция? Интеграция — это когда разные части соединяются вместе. Как кусочки пазла, которые, кажется, не подходят друг другу, внезапно точно и аккуратно соединяются в единое целое, при этом оставаясь самостоятельными кусочками. В нашем случае это интеграция разных людей внутри команды, разных отделов внутри компании, семьи и работы, собственного карьерного пути и даже разных сторон личности внутри одного человека.

Если части не могут соединиться в том виде, в котором они есть сейчас, значит, какой-то из них или обеим нужно каким-либо образом измениться. Возможно, где-то отыскать другую, более подходящую часть. Эти части — кусочки нашего восприятия. А пазл, который мы собираем, — то, что мы называем смыслом.

Что делать?
 

  • Помогайте сотрудникам найти степени свободы в рамках их текущих ролей, например можно ли делать меньше каких-то задач, которые менее интересны, и больше других, которые выглядят интереснее? Меньше взаимодействовать с одними людьми и больше с другими?
  • Если сотрудник увлекается чем-то вне работы, будь то рыбалка или вышивание, ищите креативные способы связать эти занятия с работой. Это не значит, что нужно устраивать мастер-классы на корпоративе, — обращайте внимание, как уникальный личный опыт и страсть могут непосредственно проявиться в рабочих задачах в интересах компании.
  • Если сотрудник решил уволиться, подумайте вместе, остались ли варианты, как он всё ещё может встроить вашу компанию в представление о собственной жизни. Отпускайте людей с лёгким сердцем, если возможности для интеграции исчерпаны.

Перестаньте искать баланс между работой и личной жизнью

Работа — часть жизни, а не какая-то отдельная, не связанная с ней сущность. Если на работе мы только и думаем, как поскорее пойти домой, или задач так много, что мы не успеваем с ними разобраться в отведённые для этого часы, — это симптомы другой проблемы. Проблема заключается в отсутствии баланса между состояниями, в которых мы находимся, где на одном конце скука, а на другом — тревога. И сбегание в личную жизнь, к сожалению, необязательно спасает нас от них.

Когда наша деятельность находится в гармонии с остальными частями жизни, когда мы научились справляться со скукой и оберегать себя от тревоги, часов для нас больше не существует. Мы можем вообще не замечать времени, а вместо истощения чувствовать приятную усталость и удовлетворение. Это не значит, что есть какое-то особое состояние, в котором сотрудники будут работать всё время и при этом оставаться счастливыми. Это значит, что работа с её задачами и обязанностями может существовать в сознании словно в перпендикулярной плоскости, а люди — чувствовать контроль над собственной жизнью.

Что делать?
 

  • Обращайте внимание на свои состояния во время работы: когда вам было очень скучно или вы чувствовали апатию, испытывали большое давление, тревогу или стресс, а ещё когда вы были так поглощены тем, что делали или в чём участвовали, что забывали про время и вообще про всё на свете. И ищите закономерности.
  • Развивайте креативность и гибкость мышления — пробуйте новые виды деятельности, придумывайте необычные способы занять себя, общайтесь с людьми из других сфер.
  • Не стоит сразу закрывать так называемое выгорание советами обратиться к психологу или просто отдохнуть, для начала попробуйте вместе с выгоревшим сотрудником найти в скучной задаче что-то интересное, а в большой, бесконечной и тревожной — совершенно новые цели, которые покажутся достижимыми и вдохновляющими.

Не пытайтесь проанализировать всё

В последнее время рефлексия особенно популярна. Мы ходим к психологам и коучам, проходим разнообразные тесты, определяем миссии и ценности, ставим цели и пытаемся даже самое неформулируемое облечь каким-то образом в слова. Тем не менее бывают моменты, когда не нужно ничего анализировать и тем более формулировать. Проанализировать — значит разобрать на части, разрушить целостность. Выразить с помощью языка — потерять часть значимой информации, принять решение, что оставить, а что нет. К тому же, когда все вокруг «слишком осознанные», негативные переживания, может быть, уже и не такие яркие, но ведь и позитивные на самом деле тоже.

В отказе от рефлексии, учитывая всё вышесказанное, есть некоторый парадокс, но, вообще говоря, именно парадоксы, загадки и невозможность познать что-то до конца заставляют нас продолжать чего-то хотеть, к чему-то стремиться, надеяться и удивляться жизни. Однако, где проходит граница, когда «можно не думать дальше», каждый для себя определяет сам.

Что делать?
 

  • Откажитесь от чрезмерного анализа людей, например от выяснений, какой у кого стиль лидерства или тип мотивации, — у нас на самом деле больше общего, чем может казаться.
  • Останавливайтесь и отвлекайтесь, если бесконечные размышления или планирование заводят в тупик. Обычная прогулка, простая физическая активность или случайное общение с незнакомыми людьми, например в столовой или в автобусе, скорее подтолкнут к новым идеям, пониманию и вдохновению.
  • Помните, что забота о психологическом благополучии сотрудников через оплату психологов и сервисов медитаций, несмотря на все их плюсы, в каком-то смысле прокрастинация. Ваше личное внимание, время и уважение способны делать куда большие чудеса.

Даже если ваша работа не связана с управлением людьми, приведённые выше принципы во многом универсальны. Не стоит рассчитывать, что в будущем есть некая точка, после которой вообще все проблемы закончатся. Но это не значит, что счастье невозможно в принципе. Напротив, не будь проблем, не было бы и возможности испытать счастье — в самых разных, даже неожиданных обстоятельствах и намного чаще, чем мы можем иногда представлять.

Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним, а наша задача состоит в том, чтобы лучше адаптироваться и при этом постоянно развивать свои навыки. Это необязательно те навыки, о которых можно написать в резюме. Более того, если о них в резюме как раз вряд ли напишешь, вы, скорее всего, на правильном пути. Ведь всё самое по-настоящему важное для нас (даже в самой любимой деятельности!) постороннему глазу не видно, а нужных слов для этого может не существовать.

✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru

К другим статьям