Наставничество как инструмент развития бизнеса
Главный ресурс любого бизнеса — сплочённая команда профессионалов. Но как построить команду, способную приносить стабильный результат в условиях постоянной турбулентности? Поговорим о том, как система наставничества может укрепить бизнес, положительно отразиться на отношениях внутри коллектива и освободить время для руководителя.
⏱ 4 минуты полезного чтения
Наставничество
Наставничество — это системная передача знаний и навыков от опытного сотрудника к менее опытному. Наставник может быть назначен стажёру, который только что пришёл в компанию, или сотруднику, который сменил должность или подразделение внутри организации.
И в том и в другом случае цель наставничества — подготовить коллегу к самостоятельному исполнению обязанностей и погрузить его в специфику компании.
В каких командах оно необходимо
Система наставничества необходима всем командам, в которых работает принцип сменяемости коллектива. Он основан на внутриорганизационных трудовых перемещениях сотрудника.
Есть замечательная книга авторов Эрика Праслоу и Мелвилла Лидхем (под ред. Дайан Ньюэлла) «Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития». Одна фраза из этой книги мне запомнилась особенно точно:
Развивая наставничество в компании, я взял за эпиграф эти слова. Понятно, что это утопия в контексте крупной организации, но стремиться к этому надо. И если численность подразделения достигает десяти человек, то как минимум один наставник вам обязательно нужен.
Построение системы наставничества
Первое, что необходимо, — это презентовать идею и подготовиться к подобным вопросам заранее: «А зачем нам это надо? У нас же и так всё работает», — спросит кто-то из коллег.
Знайте: это нормальные вопросы. По законам физики любое тело стремится к спокойствию. И если вы хотите внедрить что-то новое, вам придётся доказать эффективность проекта.
Второе, что рекомендую, — заручиться поддержкой топ-менеджеров. Когда промоутером идеи выступает вышестоящее руководство, то к идее начинают прислушиваться все отделы.
Вот несколько советов, которые помогут построить систему наставничества в вашей компании:
Мой тренинг по наставничеству разделён на два дня. В первый день наставники проходят обучение с бизнес-тренером, а во второй — самостоятельно обучают аудиторию, оттачивая навык. После обучения мы вручаем сертификаты участникам — это придаёт ценность их статусу и выделяет среди других коллег.
Если у вас разрозненные подразделения, в работу которых вы не погружены, то в качестве домашнего задания предложите будущим наставникам написать план адаптации на один месяц работы: «Представьте, к вам пришел стажёр. Какой план работы на месяц: в первый день, второй и так далее».
В течение недели они разработают то, над чем бы вы могли думать больше месяца. Экспертности в работе подразделения у действующих сотрудников больше, чем у бизнес-тренера.
Наставничество — это модель win-win для всех участников проекта:
- руководитель освобождает своё время и подготавливает кадровый актив на руководящие позиции;
- наставник развивает свои управленческие компетенции на примере малой группы;
- стажёр получает специалиста, к которому можно обращаться по любым рабочим вопросам.
В итоге мы получаем мощный инструмент, который помогает бизнесу сокращать текучесть персонала в период адаптации и развивать преемственность знаний в подразделении от опытных наставников к новому составу коллектива.
↩ К другим статьям