Как управлять организационными изменениями в проектах?
Как происходит автоматизация бизнес-процессов в крупном бизнесе? Рассказывает Динара Гайнутдинова, управляющий партнёр CAS Group, эксперт в области управления изменениями.
⏱ 5 минут полезного чтения

Автоматизация бизнес-процессов в крупном бизнесе начинается с подбора цифровой платформы — ERP-системы. До санкций это был в основном SAP, сегодня — только российские аналоги. После покупки и установки ИТ-решения преобразования пронизывают структуру компаний, меняя её корпоративную культуру.
Вот пример крупного производителя прохладительных напитков, перед которым стояла задача пересмотра более 5000 бизнес-процессов на трёх площадках с более чем 50 производственными линиями. Слияние происходило на единой платформе SAP.
Как часто бывает в многотысячных компаниях, внедрение ИТ-системы шло по графику, а вот слияние процессов тормозилось из-за многоуровневой оргструктуры и излишней бюрократии.
Преобразования в бизнесе требуют изменения мышления сотрудников и выравнивания коммуникаций. Необходимо комплексное управление организационными изменениями. Это более масштабный подход, чем стандартное управление проектами по методикам Agile или Waterfall. С таким подходом реализуют проекты в крупных российских корпорациях — Сбер, «Газпромнефть», «Росатом» и др.
Без «тушения пожаров»
Руководитель проекта или владелец продукта отвечает за техническую часть внедрения, а менеджер по управлению изменениями — за адаптацию организации к нововведениям, включая человеческий фактор во время трансформации.
Сотрудники, как правило, сопротивляются новому: их страшат неизвестность, дополнительные трудности в работе. Это и тормозит реализацию проектов: как рядовых — переезд в новый офис, так и более глобальных — ИТ-трансформация бизнеса, слияние и т. д.
В принципе, можно внедрить проект без учёта человеческого фактора и управления изменениями. Но это будет как переезд в другую квартиру со стихийно собранными коробками. На новом месте придётся долго искать нужную вещь, перебирая все упаковки. А можно чётко организовать переезд: продумать упаковку и распаковку вещей, подписать коробки.
Во внедрении новых систем часто бывает так, что вопросы, связанные с людьми или изменениями, решаются не планомерно, а по мере поступления проблем. Но проблемы всплывают на поверхность уже в острой стадии сопротивления. А тогда приходится «тушить пожары».
Стоит ли доводить до этого, когда можно заранее оценить готовность сотрудников к изменениям, выстроить коммуникации, распределить роли и ответственность между участниками бизнес-команд. Иными словами, сопровождать сотрудников на всех этапах принятия новшеств, преодолевая сопротивление и повышая их лояльность к проекту.
Как показывает практика, без управления изменениями 70% внедрённых проектов не приводят к качественному результату.
Роль управления изменениями в проектном менеджменте
Работа по управлению изменениями состоит из семи блоков. Разберём на примере крупного производителя продуктов питания и напитков.
Стояла задача — объединение трёх предприятий в России на базе SAP-систем. Излишняя бюрократия в бизнес-процессах привела к затягиванию сроков проекта. Как решить эту проблему в многоуровневой структуре с помощью управления изменениями?
В результате компания оперативно адаптировала процессы объединения холдинга к интегрированной платформе SAP. Внедрила более 300 масштабных изменений в финансах, складском хранении, продажах и производстве.
Управление изменениями поддерживает не только проектный менеджмент, но и кризисные трансформации бизнеса. Выравнивает процессы, которые касаются человеческого фактора во время изменений, гарантирует закрепление и развитие лучших бизнес-решений в компании.
↩ К другим статьям