В свободном плавании: как рекрутеры открывают ИП и работают на себя
Вы не раз задумывались об уходе из штатной HR-службы или кадрового агентства и «работе не по найму», но останавливал страх? Мы попросили частных рекрутеров, которые получают заказы на площадке HRspace, поделиться своим опытом — как они решились на свое дело, что оказалось трудным, а что — не очень.
Опыт Татьяны Ивановой, частного рекрутера из Москвы

О Татьяне:
- На HRspace 2 года и 3 месяца
- Закрытых заявок на HRspace: 42
- Рейтинг: 4,92
- Опыт работы в рекрутменте: 11 лет
Вести ИП не так уж сложно
Сотрудничать с площадкой HRspace я начала в марте 2017 года. Открыть ИП или вести бухгалтерию оказалось не сложно, можно самостоятельно, а можно нанять бухгалтера для спокойствия. Сложность в ИП лишь в том, что ты платишь взносы на пенсионное и медицинское страхование в любом случае, даже если деятельность не ведется. Но это не минус, если стабильно и системно работаешь. А я считаю, что можно только так.
Совмещать не получается, но работать ИП выгодно
Когда я зарегистрировалась на площадке, сначала пыталась совмещать заказы отсюда с основной работой, но поняла, что с моим уровнем загруженности и уровнем ответственности в обеих задачах совмещать однозначно не получится.
Я работала руководителем отдела подбора и адаптации персонала в крупной федеральной компании. Взвесив все, решила уйти, чтобы попробовать заниматься подбором как внешний рекрутер. Компания, где я тогда работала, стала одним из моих клиентов, и является им по сей день, чему я очень рада.
Я поняла сразу, что компании предпочитают работать с ООО или с теми, кто оформил ИП, чем с физическими лицами без статуса ИП. Так и получилось — я не встречала заказчиков, которые не видели бы разницу.
Без иллюзий: работы стало больше
Часто я слышу в ответ на то, что я рекрутер-фрилансер: «О, круто! Можно не работать!».
Это большое заблуждение — как раз нельзя не работать. Твой проект не останавливается, заказчики на тебя рассчитывают. И перекинуть свои обязанности на коллег не получится. Поэтому я могу сказать, что мой рабочий день, точнее сутки, теперь дольше и сложнее, чем когда я работала в компании, хотя перерабатывала я всегда. Нужно всегда быть на связи, оперативным, в тонусе, владеть информацией.
Сложностей и подводных камней много. Я сама себе оплачиваю доступы во все нужные сервисы и программы, развиваю свои соцсети. Можно потратить много времени на проект, который не закроется по тем или иным причинам или его закроет кто-то другой.
Но и преимуществ масса — можно быть полезной компаниям и кандидатам, работать на результат, не привязываться к одному месту и при желании работать даже из-за границы.
Сейчас я смотрю только вперед, у меня есть постоянные заказчики, кто при необходимости обращается снова через HRspace, есть зоны роста и планы на профессиональное развитие. Я ощущаю стабильность и перспективность.
Опыт Ирины Самусенко, частного рекрутера из Санкт-Петербурга

Об Ирине:
- На HRspace 2 года и 8 месяцев
- Закрытых заявок на HRspace: 13
- Рейтинг: 4,79
- Опыт работы в рекрутменте: 12 лет
Почему решила открыть ИП
Я на фрилансе уже года четыре. Мои постоянные клиенты не раз предлагали мне устроиться к ним на работу, но я планирую масштабировать бизнес и хочу оставить свой мозг свободным. Считаю, что работа по найму дает иллюзию стабильности и расслабляет.
Я решила оформить ИП, когда поняла, что это конкурентное преимущество по работе с заявками на HRSpace — здесь много заявок только для ИП.
Перед оформлением ИП я проработала почти год как физлицо и поняла, что своими доходами точно покрою взносы в соцфонды — это около 40 тысяч и еще тысяч 20 расходов на расчетный счет, связь и чуть-чуть резерва. Ну и, конечно, я была готова сама разбираться с отчетностью и платежами — знала, что мне помогут подруги-бухгалтеры.
Как я открывала ИП
Оформили мне ИП быстро, я всё делала сама через МФЦ. Но не могу сказать, что всё прошло гладко. Может быть, получилось бы проще и быстрее, если бы заплатила внешнему исполнителю за услугу открытия ИП.
Во-первых, четкого алгоритма, как именно заполнять бланки для оформления ИП, я нигде не нашла. Статей в интернете много, но все писали разное. Бланк оказался на удивление непонятным и запутанным. В интернете пугают, что если в нем ошибиться, то уплаченная пошлина пропадет зря. На самом деле сотрудница МФЦ помогла мне всё заполнить и сказала, что исправления в бланке делать можно. Выбрать коды по ОКВЭД — тоже задача не на пять минут.
Во-вторых, лучше заранее выяснить, куда после открытия ИП относить заполненные бланки уведомлений о выборе системы налогообложения. Не сдашь их вовремя — попадешь под общую систему налогообложения вместо упрощенки. Во всех источниках в интернете было написано, что документы принимает районная налоговая, но когда я туда приехала, оказалось, что сдавать надо было в центральную налоговую Санкт-Петербурга.
Самое неприятное: еще за два дня до того, как мне присвоили регистрационный номер ОГРНИП и информация обо мне как ИП появилась в открытых источниках, начались звонки из банков с приглшаенями открыть счет и разными другими предложениями. Для меня это стало маркером того, что базы госструктур не защищены, и мои данные теперь у кол-центров. Весьма неприятное ощущение.
Про бухгалтерию и налоговую
Меня пугало ощущение, что как только я открою ИП, попаду под неусыпный надзор налоговой. Мне так казалось. Теперь я не думаю, что очень интересна налоговой с моими оборотами. А может быть, просто работает закон об ограничении проверок и есть какая-то лояльность по отношению к ИП.
В моем банке очень удобные бесплатные сервисы — автоматический расчет платежей в фонды и налога, напоминание про них. Правда, пару раз я не поняла, что, куда и когда платить и какой отчет сдавать, чуть не пропустила платежи и срок сдачи декларации. Но, к счастью, вовремя посоветовалась с подругами-бухгалтерами. Так что банк банком, но лучше иметь живого надежного консультанта.
Зарплата на карточку сама не упадет
Оформление ИП — только формальная сторона дела. Если уж стал предпринимателем, надо понимать, что зарплата сама на карточку не упадет. Нужно прилагать усилия, думать о конкурентах и вообще обо всем, что происходит вокруг, потому что теперь мне корпоративные юристы и бухгалтеры спину не прикрывают.
Преимущество — в ощущении, что можно самой распоряжаться своим временем. В каком-то смысле это иллюзия, потому что, если заказов много, то нет ни выходных, ни праздников, работаешь до позднего вечера. Но есть свобода в любой момент это прекратить или искусственно приостановить поток заявок.
С клиентским документооборотом проблем нет
Сейчас онлайн-сервисы в банках стали почти совершенными — мне есть с чем сравнить, у меня было ИП раньше, и тогда для того, чтобы напечатать платежку, надо было предпринять невероятные усилия. Теперь же, чтобы организовать оперативный документооборот с клиентами, нужны только ноутбук и принтер-сканер. Курьера я нашла через онлайн-сервис, но и почта теперь неплохо работает.
Если вы решились на свободное плавание, то один из вариантов поиска клиентов — присоединиться к HRspace. Прямо сейчас на HRspace открыты cотни реальных заявок на услуги рекрутера от прямых заказчиков. Все заявки финансово подтверждены. Мы берем на себя работу с документами и гарантируем выплаты.