Как выбрать подрядчика на аутсорсинг
Компании — крупные и не очень — всё чаще отдают различные процессы внешнему подрядчику, освобождая собственные ресурсы для решения стратегических задач. Отдавать на аутсорсинг можно подбор персонала, бухучет, транспортные, переводческие, рекламные и другие услуги. При правильном подходе выгода очевидна, но как выбрать подрядчика? Рассказываем, на что обращать внимание и как минимизировать риски.
Зона ответственности провайдера и процесс передачи функции на аутсорсинг
Перед тем как выбирать подрядчика, нужно понять, что будет входить в зону его ответственности. Выделим основные моменты:
- своевременный выход персонала;
- отсутствие перевыставляемых затрат на персонал на время простоя или неполной загрузки;
- материальная ответственность за простой оборудования и техники;
- ответственность за нанесение ущерба и порчу материалов, оборудования, товаров;
- страхование ответственности.
При этом передача самой функции будет проходить в три этапа:
- передача управления провайдеру;
- период интеграции функции (клиент еще участвует в управлении);
- отчетный этап: утверждение итоговой модели и ответственности провайдера.
Серые провайдеры — это риски
В России около 70% провайдеров работают в «серой» зоне. Сотрудничество с ними чревато финансовыми и репутационными рисками.
Кейс из практики: в одной из крупных продовольственных розничных сетей провайдер пользовался услугами персонала из союзных республик. При проверке ФМС из-за отсутствия необходимого пакета документов их забрали и задержали на 48 часов. В результате вынужденного простоя компания понесла потери: отгрузка продукции была приостановлена, магазины не получили товар, как следствие — сорвался план продаж, потерян товар с ограниченным сроком годности, ситуация оказала негативное влияние на репутацию компании.
Формат open book (открытая книга) — что это такое и для чего нужен
Когда вы сформировали внутреннюю потребность — сказали «да» идее отдать функцию на аутсорсинг и составили бюджет, настает этап мониторинга рынка. Вот здесь становится важным формат open book — предоставление открытой и прозрачной информации. Причем как финансовой, так и юридической.

Почему это важно и нужно? Как минимум, чтобы:
- понимать, какие дополнительные затраты провайдеры включают в ставку;
- выделить ФОТ из ставки;
- иметь возможность корректно сравнить разные по наполненности предложения;
- оценить добросовестность и прозрачность подрядчиков.
Добросовестный провайдер может свободно показать налоги и социальные отчисления (отдельно от ставок сотрудников), затраты на спецодежду, если такая необходима, различные дополнительные затраты и свое вознаграждение.
Немотивированный отказ предоставить информацию по расходам означает, что исполнитель не понимает своих задач или ищет возможность обмануть заказчика. И то, и другое приведет к проблемам во время работы.
Как проверить добросовестность подрядчика
Первое, что вы можете сделать, — запросить информацию в описанном выше формате. В случае отказа стоит задуматься, нужен ли такой провайдер. Если данные будут на руках — можно сделать некоторые расчеты:
- Ставка до 200 руб./час на одного человека — тревожный звоночек. Либо провайдер не платит налоги, либо нанимает самый дешевый персонал. Либо все вместе, что не сулит ничего хорошего.
- Согласно Трудовому кодексу, коэффициент «обеления зарплаты» равен 1,65. Если зарплата ниже рыночной на 20% и более — значит, не избежать текучки.
- Недобросовестный подрядчик, как правило, закладывает в ставку минимум дополнительных затрат, рассчитывая на коллаборацию заказчика.
- Коридор маржинальности должен быть 7–16%. Если цифры другие — что-то не так.
- Добросовестный подрядчик может предоставить рекомендации и рассказать об опыте ведения аналогичных проектов.
- Подрядчик без необходимости не будет настаивать на присутствии своего представителя на площадке заказчика.
Подозрительная ставка
Ставка до 200–300 рублей в час — подозрительна в любом случае, особенно если в нее уже включены дополнительные затраты.
Посчитайте сами — оклад сотрудника с учетом уплаты налогов, но без учета дополнительных затрат и с тем, что провайдер работает под 0% маржинальности, равен: ставка провайдера / 1,65 х 165.
Например, если ставка 250 рублей, то оклад составляет: 250 / 165 х 1,65 = 25 000 рублей.
Что важно знать провайдеру
Если провайдер добросовестный, то на этапе обсуждения он обязательно уточнит такие моменты:
- требования к комплектации персонала;
- сферу должностных обязанностей персонала;
- необходимость общежития для сотрудников;
- возможность использования корпоративного транспорта клиента, бесплатно или по установленной цене;
- корректные нормативы на услуги;
- другие требования.
Если провайдер не задает вопросов или не уточняет важные моменты, это может говорить о его непрофессионализме.
Если вы хотите снизить ставку, это возможно за счет обсуждения рабочих моментов: условий работы персонала (спецодежда, питание, проживание, транспорт и пр.) и формирования нормативов на выполнение задач.
Удачные примеры использования аутсорсинга: кейсы
Кейс № 1
Компания: представитель топ-5 на рынке электроники и потребительских товаров.
Задача: оптимизация затрат на содержание команды «полевого персонала» (field force) — продавцов-консультантов, мерчандайзеров, супервайзеров. Сложности — выраженная сезонность спроса на товары и, как следствие, резкие изменения численности sales-команды.
Результат: если бы компания не пользовалась услугой аутсорсинга «полевых» сотрудников и держала постоянный штат из 770 сотрудников, ежегодная переплата по ФОТ (включая отчисления в ФСС, ФФОМС, ПФР) составляла бы в среднем 109 миллионов рублей.
Кейс № 2
Компания: изготовитель бытовых приборов премиум-сегмента.
Задача: поддержание и укрепление HR-бренда компании среди аутсорсинговой команды.
Результат:
- Совместно с провайдером разработали карту компетенций, чтобы оценивать кандидатов на предмет соответствия имиджу и духу компании еще на этапе собеседования.
- Провайдер организует для команды мотивационные мероприятия с участием менеджмента и HR-специалистов, где сотрудников знакомят с компанией, миссией и целями, продуктами и технологиями.
- Совместно с провайдером и HR-командой клиента разработали систему грейдирования, которая дает сотрудникам четкое представление о карьерных перспективах.
- Провайдер на регулярной основе проводит исследования среди проектных сотрудников — насколько они довольны работой.
Резюме — запрашивайте как можно больше информации и считайте заранее. Лишние затраты ни к чему, но погоня за низкой ценой порой подвергает неоправданным рискам.
Если вам нужны проверенные исполнители и надежность, площадка StaffStation, совместный проект HeadHunter и компании Ventra, — к вашим услугам. Это аутсорсинг под ключ: подбор и замена исполнителей, административная поддержка и сопровождение на всех этапах работы. В базе более 15 тысяч профессиональных исполнителей для решения любых проектных задач.
Рассчитать стоимость или проконсультироваться можно прямо на сайте.