Олег Кожин: «Это не успех, это череда маленьких шажочков на пути к нему»

Олег Кожин, автор более 20 рассказов в жанре хоррор и городского фэнтези, дебютного романа «Охота на удачу», совершенно не гоняется за популярностью и не считает себя профессионалом.

Олег Кожин: «Это не успех, это череда маленьких шажочков на пути к нему»

— Как вы пришли к ремеслу писателя?

— Как обычно приходят к хобби? Находят то, что им нравится, и то, что у них получается делать. Когда-то давным-давно, еще когда я жил в Норильске, по сети гулял популярный конкурс под названием «Рваная грелка». В нем участвовали все маститые писатели, даже Лукьяненко. Давалась тема, и в течение недели-двух надо было создать полноценный рассказ. Потом шло анонимное голосование и подведение итогов. Запустив по локальной норильской сеточке, конкурсу дали название «7 дней»... Я на тот момент крутился в журналистике, со словом дружил, и тоже принял участие. И выиграл! Хотя рассказ, на мой взгляд, был убогий. В нем было что-то про конфликт учительницы и ученика, а в итоге все заканчивалось перерезанным горлом в подъезде. Победу я одержал, видимо, потому, что написал что-то более-менее интересное. В этот момент я и понял, что умею писать, оказывается.

Окрыленный, Олег подался на литературную премию «Дебют»... И получил отбой. «Я думал, что пишу великолепные вещи, а оказалось — какую-то фигню. Это было болезненным ударом, но зато я начал спокойно относиться и к своему творчеству, и к критике».

— Часто ли критикуют?

— Периодически. Не так давно зашел на «Флибусту» и удивился — мой роман, единственный изданный на бумаге, — оценили на 4-5. Коллеги, которые там постоянно собираются, сказали, что раз уж на «Флибусте» оценили, то... Я даже обрадовался.

Была история с Яной Жемойтелите (председатель Союза молодых писателей Карелии — прим. автора). Она рецензировала мою книгу и сказала, что стиль у Кожина «завшивленный» — то есть много причастных оборотов.

В прошлом году на конкурсе «Чертова дюжина» один из судей, Виктор Точинов, напихал мне критики, что называется, «по самые гланды». Хотя и похвалил потом, но осадок остался.

— А кто для вас — настоящий мастер?

— Есть полным-полно людей, которые пишут грамотнее и лучше, чем я. Кто-то удачливее, у кого-то более интересные находки или интересные сюжеты, или же стиль более отточен.

Все приходит с опытом. Чем больше ты пишешь, тем лучше начинаешь понимать, как это делать. Писать можно научить любого человека — как минимум, складывать слова в предложения, а предложения — в связный текст.

— С чего же стоит начинать?

— С желания. Есть оно — пиши, нет — не делай. Я не могу без этого, мне нравится. Если же хочется просто изливать мысли на бумагу, то заведи себе дневничок. Если хочется писать грамотно, то надо идти на какие-то литературные конкурсы, нужно себя позиционировать как писатель.

— А есть ли какие-то теоретические каноны?

— Здесь все очень сложно. У меня нет теории, я постигаю все путем собственных ошибок. Не скажу, что это тяжело, но, оглядываясь назад, понимаю, что многое сделал бы стилистически по-другому.

— Подражаете кому-то?

— На начальном этапе все мы кому-то подражаем. Я, к примеру, хотел писать как Стивен Кинг и вообще быть «русским Стивеном Кингом». Чем больше я писал, тем отчетливее понимал, что я уже не хочу им быть! Мне нужно, чтобы говорили: «Вот этот парень пишет, как Олег Кожин». Это было бы по-настоящему круто — поиск стиля, поиск жанра, поиск того, что ты  умеешь делать.

Об авторе:

Олег Кожин: «Это не успех, это череда маленьких шажочков на пути к нему»
Юлия Тапио, молодежный интернет-журнал «Новая страница».

О себе Юлия рассказывает так:
Вообще, не люблю, когда меня называют Юлей. Либо Юлька, либо Полторашка ­— семейное и дружеское прозвище. Мне 18 лет. Учусь на филологическом факультете ПетрГУ. С первых дней жизни в Петрозаводске поняла, что это мой город. Младший брат Питера — вроде, и большой, но со своими красотами и уютом.
А вот к учебе отношение менялось... В сентябре — «Вау, круто, классно!», в октябре — «О, учеба началась-таки», а ноябрь уже давил словами «невысыпание», «сессия», «подготовка» и другими... Но все прошло очень быстро — первая зачетная неделя в декабре и первые экзамены оказались не таким уж сложным испытанием.
Уже вторую неделю я дома, в маленьком северном городке Полярные Зори, и кажется, что я живу той, первой жизнью. Под ней подразумеваются походы в театральную студию, в музыкалку (я с отличием выпустилась пару лет назад с художественного отделения), налеты на библиотеку... Как тогда все успевала, не знаю. Но каждое увлечение дало что-то свое: театр — раскрепощенность, новых друзей и взгляд на мир, рисование — эстетический вкус и множество тетрадей с рассказами о художниках... Любовь к чтению же с детства.
А вот журналистикой я занялась около года назад. Началось все с того, что я решила сделать подарок нашему режиссеру на день рождения — поздравление в газете. Сделала. Потом пришла в редакцию и сказала — научите писать! И понеслось... Первые инфозаметки, первые блиц-опросы, верстка и гордость за себя.
Но этого было мало. Потом были экзамены, долгожданное поступление... И разговор с одногруппницей:
— Ты же писать любишь?
— Ну да.
— Так иди к нам в журнал, я там уже неделю как обосновалась, советую и тебе.
— Ладно.

Пришла. И осталась. И не зря: за первые три месяца я научилась тому, что мне не рассказали ранее. Первые репортажи, первые интервью, построение текста, поиск и написание... В неделю могло выходить до 3-4 работ.
Мне безумно нравиться писать! Есть в этом свой какой-то кайф — от редактирования, от печатания... И я хочу и дальше развиваться в этой области. Особенно в музыкальной. Ибо «болею» листоманией — потребностью слушать музыку все время. И просто ходить на концерты, писать о них, наблюдать за атмосферой... Хочу стать настоящим профи своего дела. Все получится.