Анастасия Зеленова: «Пингвины пера» — это еще один мой ребенок

Директор фестиваля журналистики «Пингвины пера» Анастасия Зеленова поделилась своей историей успеха. В свои двадцать девять лет она также является заместителем директора по социокультурному проектированию в культурном центре «Зодчие», членом союза журналистов, женой и матерью.

Анастасия Зеленова: «Пингвины пера» — это еще один мой ребенок

— Вас знают как директора фестиваля «Пингвины пера». Мне хотелось бы поговорить о вас как о личности. Какие были ваши первые шаги в этой профессии?

— Вообще с профессией у меня все достаточно забавно. Сейчас мне очень сложно сказать, какая же у меня профессия. Я училась в педагогическом колледже, планировала работать учителем и думала, что так все и сложится. Но получилось, что уже в момент поступления в педагогический колледж в моей жизни появилась журналистика — именно как постоянная деятельность. Однажды совершенно невероятным образом оказалось, что журнал, который был задуман одним большим издательством, оказался никому не нужен. Он назывался «Внеклассное чтение». Журнал уже был зарегистрирован, была проведена подписная кампания, было определенное количество подписчиков, но делать его уже никто не собирался. И случайно так получилось, что этот журнал отдали нам с мамой. Ни у нее, ни у меня никакого журналистского образования и опыта не было. До этого я писала совсем немного, только пробовала себя. И вот мы оказались один на один с журналом, которому нужно было придумать концепцию, найти дизайнера, верстальщика — в общем сделать все абсолютно с нуля. И мы как-то вот пошли этим путем. Я не могу сказать, что у нас получилось прекрасное издание, но тем не менее мы несколько лет просуществовали и даже получали государственные гранты и дотации. Собственно так я и оказалась в журналистике и поняла, что мне это все безумно нравится. Одновременно с этим произошла еще одна знаменательная встреча — с директором культурного центра «Зодчие». У нее была своя давняя мечта — чтобы в рамках центра существовала собственная студия журналистики. И принципиальным условием было, чтобы студий руководило молодое поколение. Чтобы к ребятам пришел не школьный учитель или матерый журналист, а именно кто-то молодой, и вдохнул бы в это дело жизнь. И опять-таки получилось, что это предложение поступило мне.

— Таким образом появилась студия журналистики «Папарацци»?

— Да, таким образом появилась студия журналистики «Папарацци». Это было четырнадцать лет назад, мне было в то время шестнадцать лет. Я оказалась один на один с двадцатью детьми, среди которых были мои одногодки. Сама разработала программу занятий, и мы стали совместными усилиями осваивать журналистику. Я еще не училась на факультете журналистики, но журналистики в моей жизни присутствовало так много, что было ясно, что я никуда от нее не денусь. Поэтому когда педколледж был окончен, у меня не было сомнений, куда поступать. Сейчас же меня сложно назвать журналистом. По разным обстоятельствам. Моя телевизионная карьера приостановилась, хотя это всегда было моим самым любимым делом. Сейчас я занимаюсь социокультурным проектированием в культурном центре «Зодчие». «Пингвины пера» — это проект на стыке, поэтому мы с ним до сих пор вместе.

— Получается, в шестнадцать лет вы уже успели приобрести опыт управления. Наверное, вам было скучновато на первом курсе с таким багажом знаний и опыта?

— Я вообще весьма позитивно отношусь к учебе и не считаю зазорным учиться вместе с менее опытными и младшими. Я обучалась на заочном, поскольку уже столько работала, что не могла позволить себе обучение на дневном. Все сложилось очень логично: сразу после поступления мне отдали университетскую газету, а обучение на заочном отделении не сильно отягощало по времени. Но тем не менее это была хорошая школа. И, как всегда, самое полезное на журфаке — это огромное количество контактов, которые потом тебя поддерживают. Так что никаких проблем с учебой не было.

— Бытует мнение, что сейчас можно добиться успеха и без образования.

— Я вообще довольно специфически отношусь к именно журналистскому образованию. Российское образование очень отстает от реальной журналистики. Об этой проблеме говорю не только я. На «Пингвинах пера» мы, кстати, пытаемся как-то восполнить эти пробелы. Что касается моего опыта, то, конечно, придя на первый курс с солидным опытом, я не могу сказать, что теоретические занятия дали мне много полезного. Важно, чтобы вуз давал практические навыки. Если такая возможность есть — это великолепно. Я занималась университетской газетой, также в тот период у нас появилась своя телестудия с современным оборудованием. Мой первый опыт в кадре был именно там, поэтому мне было с чем потом идти на собеседование на работу.

— Можете вспомнить свое первое ощущение успеха?

— Первый такой момент был немного тщеславным и был связан с тем, что я стала работать на Первом канале. Кто из студентов-журналистов не мечтает о таком? А второй — когда я отказалась от работы на Первом канале, поняв, что мне это больше не нужно.

— Вы считаете себя человеком, достигшим успеха?

— Я все думала перед интервью: успешный я человек или нет? Успех — понятие очень растяжимое. Сказать, что, мол, все, я добилась успеха и буду теперь на этом успехе сидеть, свесив ножки — так я сказать не могу. Да, у меня есть некоторое количество успешных проектов. Я была довольна, когда мне удавалось поработать в каких-то конкретных местах, например в РБК. Переход на более высокую должность — тоже успех. И все же самым успешным проектом можно считать «Пингвинов пера». Помимо работы у меня есть два маленьких проекта — это мои сыновья пяти и четырех лет. Они однозначно мой успех! Но сказать, что я уже всего добилась, будет неверным, у меня еще много планов. Есть куда стремиться, много нереализованного, а в каких-то рамках просто тесно.

— И все же что для вас значит фестиваль «Пингвины пера»? Этот проект за одиннадцать лет собрал вокруг себя множество единомышленников, спонсоров и участников по всей России. Это ваша миссия, ваше послание миру?

— Для меня это то, без чего уже себя не представляю. Не совсем верно говорить, что «Пингвины» — это только мое достижение. За эти годы образовалась устойчивая команда, без которой этот фестиваль не проходит. Но если говорить лично обо мне, то, наверное, я воспринимаю этот проект как еще одного своего ребенка и всегда уверена в том, что следующему фестивалю точно быть. Мы никогда не уверены в финансировании и прочем. Но я точно знаю, что фестиваль мы проведем. Найдем способ. Потому что фестиваль помогал совершенно реальным людям продвинуться в профессии.

— С какими трудностями приходится сталкиваться в вашей работе?

— Если говорить о проектах, то это огромное количество разнообразных препятствий ежедневно. По сути, реализация любого проекта — это овраги в самых неожиданных местах, и через них надо перепрыгивать. Потому что если расслабишься и упадешь, то уже не выберешься.

— Какие личностные качества помогают лично вам в работе и жизни?

— Вспоминается старый анекдот: «Как вы все успеваете? — А я, собственно, ничего и не успеваю!». Я без иллюзий в этом плане — иногда у меня совершенно хаотичный рабочий день. Важна уверенность в успехе. В моей команде никогда не звучат слова «это невозможно сделать». Если невозможно, то либо вы не работаете со мной, либо срочно меняете свое отношение к задаче. Это и есть основное качество. Ну и вдобавок к нему совершеннейшее неумение сидеть на месте.

— В июне вам исполнится тридцать. Оглядываясь назад, на ту девочку, которая в шестнадцать лет занималась целым журналом, как вы думаете, осуществились ли ее мечты?

— Очень многое у нее получилось и получается до сих пор. Не могу сказать, что осталось что-то нереализованное из намеченного в том возрасте. Сделано даже больше, чем предполагалось. Есть, конечно, новые планы и цели, но я уверена, что та девочка была бы сейчас удовлетворена.

— О чем вы сейчас мечтаете?

— Последние два года были для меня очень непростыми не только в профессиональном, но и в личном плане. Поэтому в данный момент мои мечты больше сосредоточены вокруг детей: чтобы они были здоровы и чтобы у них все было хорошо. Сейчас это для меня на первом плане.

— Как воспитать успешного человека?

— Мне очень повезло с моими родителями — они меня никогда не загоняли ни в какие рамки и не склоняли в нужную им сторону. Всегда давали свободу выбора. И с мужем мы стараемся поступать так же. Показать самый широкий спектр возможностей и, учитывая интересы ребенка, дать ему возможность выбирать — вот что важно.

Об авторе:

Анастасия Зеленова: «Пингвины пера» — это еще один мой ребенок
Сергей Каспаров родился в Львове, закончил факультет психологии. Помимо этого занимается журналистикой. Любит профессионализм и качество, хорошее кино и музыку.