Александр Самогин, 21 год, руководитель HR-направления МД АМР, HR-ассистент компании Strategy Partners Group

Хотите работать в сфере HR и не знаете, с чего начать? Советы и рекомендации молодым специалистам.

Александр Самогин, 21 год, руководитель HR-направления МД АМР, HR-ассистент компании Strategy Partners Group
Мария Рагрина

Успешная карьера во многом зависит от того, насколько осознанно человек подходит к поиску своей сферы деятельности и лучшего работодателя. Александр Самогин работает в российской консалтинговой компании, занимает ответственную должность, а параллельно руководит целым направлением в некоммерческой организации.

— Александр, расскажите, пожалуйста, о том, где вы учились и о вашем карьерном пути.

— После школы я поступил сразу в два вуза. Мне одновременно хотелось учиться чему-то и интересному, и полезному. Под лозунгом «кадры решают все» я поступил на специальность «Управление персоналом». А для приобретения практического взгляда на бизнес и персонал, а также для того, чтобы научиться оценивать экономическую целесообразность различных проектов, я выбрал второе образование «Финансы и кредит».

На третьем курсе я стал активно интересоваться карьерными перспективами и посещать разнообразные мероприятия вне университета: дни карьеры, семинары, тренинги, которые проводили различные компании и организации. Там я мог общаться с представителями HR и рекрутерами крупных организаций. Благодаря этим мероприятиям я научился выполнять разнообразные задания, связанные с учебой, на примере реальных компаний.

Потом я прошел огромный конкурс, и меня пригласили на стажировку в Барклайс Банк. Программа стажировки была очень интересной и познавательной.

Познакомившись с банковской сферой, я решил разнообразить свой опыт. Поэтому после стажировки в Барклайс Банке я пришел в Ассоциацию Менеджеров России (АМР), где руководил HR-направлением Молодежного движения АМР. Там я проводил мастер-классы и конференции и приобрел опыт руководства и организации мероприятий, а также поближе узнал потенциальных работодателей.

Александр Самогин, 21 год, руководитель HR-направления МД АМР, HR-ассистент компании Strategy Partners Group

— Как вы попали в МД АМР?

— Процесс был очень похож на отбор в хорошие компании. Все началось с объявления на одном из карьерных сайтов об уникальной программе Students of Business Administration (SBA). Далее были скрининг резюме, тестирование, ассесмент и собеседования.

Я прошел самостоятельное обучение, сначала по навыкам личной эффективности, затем по направлению маркетинга, наиболее интересного и близкого мне из всего спектра представленных.

— Почему именно вас выбрали руководителем HR-направления?

— Мне был интересен HR, причем с обеих сторон: как рынка труда и кандидатов, так и профессиональной сферы. Такого направления в МД АМР на тот момент не было, поэтому я решил его создать.

— Какие задачи вы решали?

— Первая задача, которую я решал будучи простым активным участником SBA, стало уменьшение разрыва в знаниях студентов о рынке труда и реальным бизнесом. Поэтому я провел конференцию по вопросам трудоустройства «Успей поймать волну». Далее пошли мероприятия образовательной направленности уже для заинтересованных в развитии в сфере управления персоналом. Я проводил мероприятия со спикерами из международных компаний по soft skills, с международным экспертом, одним из основателей НЛП, Фрэнком Пьюселиком. Еще вел образовательную программу HR Business Club (HRBC) со спикерами из различных компаний интеллектуального бизнеса.

— Как срабатываетесь с людьми в команде?

— Отлично. Главное — правильное распределение ролей, что позволяет достичь эффекта синергии. В основном в АМР я выполнял функции менеджера: подбирал правильных людей для правильных ролей и контролировал процесс.

— Чем гордитесь?

— Самым первым мероприятием — конференцией. Тогда я был очень «зеленым», и не знал, с чего начать и чего ожидать. За плечами был только энтузиазм, дружная команда и ясное понимание проблемы — недостаточной информированности о рынке труда для молодых специалистов.

— С какими трудностями сталкивались на этой должности?

• Мотивировать команду и искать силы в себе в трудные моменты, т.к. время конференций приходилось на периоды сессий.
• Искать альтернативы и продумывать другие варианты в условиях ограниченных ресурсов — площадки, спикеров, целевой аудитории, партнеров.
• Искать прямые контакты топ-менеджеров, находить общий язык с ними и мотивировать.

— Совмещаете ли вы свою деятельность в МД АМР со своей нынешней работой?

— Совмещаю. В ближайшее время заканчивается вторая образовательная программа. На этот раз я решил сделать ее более практической и, поднабрав нужных компетенций, сам провел пару занятий. Об очень глубоких и серьезных темах по-прежнему рассказывают приглашенные эксперты.

— Почему, на ваш взгляд, молодому специалисту необходимо посещать различные карьерные мероприятия?

— На такого рода мероприятиях у молодых специалистов есть отличная возможность, с точки зрения соискателя, узнать подробнее:

• о возможностях на рынке труда;
• востребованности определенного рода специалистов;
• различных векторах развития;
• определиться с индустрией, которая интересна;
• узнать о компаниях из данной индустрии и их особенностях;
• понять, как попасть в «компанию мечты».

Молодой специалист может узнать что-то новое, перенять best practice, т.е. лучший опыт. Можно встретить эксперта из интересной для вас области и узнать у него о тенденциях в определенной сфере и получить советы по профессиональному развитию или оптимизации своей работы.

Студенты могут найти организацию, на примере которой можно выполнить некоторые работы — курсовые или дипломные, либо попросить советы, например, о выборе специализации.

— Александр, а почему вы приняли решение работать в Strategy Partners Group?

— Заинтересовавшись индустрией консалтинга — интеллектуальным бизнесом, где роль человеческого капитала особенно важна, — я стал участвовать в целевых мероприятиях для данных компаний. На одном из них я узнал о возможностях и перспективах компании Strategy Partners Group (SPG). У меня было несколько других предложений, в том числе и от более крупных международных компаний, поэтому решающую роль играли дополнительные условия: отличная система обучения и развития в SPG.

Александр Самогин, 21 год, руководитель HR-направления МД АМР, HR-ассистент компании Strategy Partners Group

— Расскажите подробнее, как проходил отбор?

— Собеседование состояло из двух этапов: специальное тестирование и интервью с представителями HR-отдела. У меня проверяли навыки деловой электронной переписки, такие как составление писем и знание отрасли рекрутмента и брендинга. У меня был достаточный опыт в этих вопросах, который я получил в МД АМР и Барклайс Банке. Пригодилось многое из того, чему меня обучали в университете: размещать вакансии, создавать материалы для адаптации персонала и повышения вовлеченности, отрабатывать навыки ведения интервью различных форматов.

— Расскажите о рабочем процессе и карьере в компании.

— Я начал работать с июня 2012 года на должности HR-ассистента рекрутера. Через три месяца мне значительно расширили сферу должностных обязанностей. Сейчас я HR-ассистент дженералист, в мой функционал входит очень многое. Я занимаюсь набором персонала на начальные позиции, а в некоторых случаях и на вакансии в административном отделе. Осуществляю поддержку в обучении и развитии сотрудников компании, занимаюсь организацией тренингов, оптимизацией внутренних бизнес-процессов, помогаю составлять программы и методики определения удовлетворенности и оценки персонала. Кстати, на заметку карьеристам: необходимо знать, что под «обучением» подразумевается подготовка сотрудника для работы на конкретной, текущей должности, а «развитие» — это повышение его компетентности для следующей карьерной ступени — продвижения.

Кроме того, я оказываю посильную помощь в кадровом делопроизводстве, занимаюсь организацией корпоративных мероприятий, а также разработкой специальных брендинговых и рекрутинговых мероприятий, нацеленных на узнавание нашей компании.

Я стараюсь не останавливаться только на своем стандартном наборе должностных обязанностей. Есть даже такое понятие «стретчинг» обязанностей: специальное расширение сферы своей деятельности, выходящее за пределы непосредственных задач. А главное, я рад, что мои менторы и коллеги предоставляют мне такую возможность!

— Что самое интересное в вашей работе?

— Мне нравится предлагать различные идеи по усовершенствованию, например, по оптимизации внутренних бизнес-процессов. Самое ценное то, что руководство дает возможность реализовывать мои замыслы: многие мои предложения помогли улучшить и оптимизировать рабочий процесс и вызвали положительную реакцию сотрудников компании.

— Расскажите подробнее, какие ваши идеи были реализованы компанией?

— Мы оптимизировали систему рекрутмента, которая позволяет проверять все навыки и компетенции, необходимые консультантам. Также я предложил использовать более удобную форму сбора обратной связи и проведения опросов. Кроме того, мне удалось оптимизировать большинство задач, с которыми периодически сталкиваюсь как я, так и специалисты по обучению и развитию, кадровому делопроизводству. Ряд моих предложений касается корпоративной социальной ответственности и внутренних коммуникаций.

Александр Самогин, 21 год, руководитель HR-направления МД АМР, HR-ассистент компании Strategy Partners Group

— Трудно ли совмещать учебу в двух вузах с такой активной и разнообразной работой? Как получается ни о чем не забывать?

— Занятия на старших курсах начинаются после 18 часов, поэтому при желании можно все легко организовать. Если мне нужно уйти с работы — на учебу, тренинг, семинар, — то это планируется заранее. Я просто перераспределяю время таким образом, чтобы необходимые задачи были выполнены. К тому же, компания очень гибко подходит к вопросу совмещения работы и обучения сотрудников, горящих желанием работать!

Еще мне помогли тренинги по тайм-менеджменту, которые я посещал. Я выбрал наиболее подходящий для меня инструмент. Еще во время работы в банке мне было интересно распределять задачи на срочные и важные. А с опытом получилось довести это до автоматизма.

Приходя на работу, я в первую очередь занимаюсь самым важным делом. Ведь если с утра будешь пить чай, потом читать ленту.ру и РБК, затем какой-нибудь модный блог, а после этого проверять личную и рабочую почту, то к моменту начала работы уже настанет время обеда.

Чтобы все успевать, нужно сначала выполнить срочные и важные задачи, потом срочные, затем важные, и только потом обычные (не срочные и не важные), которые делаются регулярно. Иногда я доделываю часть работы в университете в перерыве между парами.

Чтобы ничего не забывать, я активно пользуюсь техническими средствами: настроил синхронизацию различных календарей в айфоне — личный, рабочий, с мероприятиями АМР, со всеми днями рождениями и праздниками России.

— Какие личные качества помогают успешно строить карьеру в вашей области?

— Стремление к новому — знаниям, опыту, знакомствам! Желание достичь чего-то в жизни, делая важные и интересные вещи. Отсутствие страха перед экспериментами.

Стоит особо отметить критическое (консалтинговое) мышление, которое позволяет смотреть на любую вещь или событие с точки зрения возможности улучшения. И честность перед самим собой и перед другими. Если что-то не знаешь, надо об этом заявить, вовремя попросить помощи у опытных людей — это позволит избежать непоправимых ошибок.

— Видите ли вы себя в этой же компании и в долгосрочной перспективе?

— О каких-то глобальных планах пока говорить рано. На данный момент меня все устраивает, пока есть только идеи о личном и профессиональном развитии.

Советы Александра Самогина молодым специалистам

1. Будьте честны перед собой! Нельзя себя обманывать. Если не разобраться в том, что интересно и чем по-настоящему хочется заниматься и лукавить на интервью, то можно оказаться совсем «не в той» компании, с неподходящим коллективом и это будет сказываться на работе. Если искренне показывать свои сильные и слабые стороны, то удастся оказаться на своем месте, с лучшими коллегами и отлично выполнять свой функционал, любить свою работу и расти в профессиональном и личном плане.

2. Будьте амбициозными, но в меру, особенно в вопросах заработной платы. Помните, что все в мире постепенно. Например, не стоит пренебрегать участием в различных общественных и некоммерческих организациях, если они позволяют получить нужные компетенции. Кроме того, это отличная возможность понять, что интересно и к чему есть предрасположенность.

3. Развивайте навыки ресерча (поиска информации). Это касается как умения правильно искать и анализировать информацию в Интернете, так и личных коммуникаций. Данный навык позволит составить правильное представление о работодателях, разных индустриях, уровне компенсаций, обязанностях и требованиях. Это поможет понять, куда вам хочется, и что необходимо для того, чтобы туда попасть. Чтобы «примерить» конкретную ситуацию на себя, можно попробовать начать со стажировок, посещения мероприятий, тренингов или кейсов, которые организовывает интересующая вас компания. Всегда спрашивайте о том, что вам интересно, у сотрудников: как они устроились на эту работу, что им нравится, какие есть проблемы.

4. Чтобы убедиться, что вы на правильном пути, старайтесь постоянно получать фидбек (англ. feedback) — обратную связь о себе — и правильно на нее реагировать. Данную информацию очень полезно принимать во внимание, ведь собранный фидбек от людей, которым ты доверяешь или восхищаешься, позволяет получить более объективное мнение окружающих о самом себе. Это позволяет расти над собой — так видны зоны для развития, на которые стоит обратить пристальное внимание.