HR-бренд для молодых специалистов

Что влияет на выбор будущей профессии? Какая работа для студентов и молодых специалистов сегодня представляется наиболее предпочтительной? Кто из работодателей и почему способен в большей степени удовлетворить карьерные амбиции молодежи? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в результатах онлайн-опроса.

HR-бренд для молодых специалистов

Онлайн-опрос проводился августе 2010 года среди подписчиков и посетителей сайтов hh.ru и  . Информирование проводилось с помощью таргетированной рассылки и банерной рекламы.

Состав выборки:

  • Возраст: 18 до 25 лет;
  • Пол: женский — 60%, мужской — 40%;
  • География: Москва — 52%, Санкт-Петербург — 15%, регионы — 33%.

В целом, 70% респондентов готовы работать в несоответствующей их специальности области. Лишь 30% участвующих в опросе не рассматривают предложения о работе не по специальности. Эта особенность характеризует аудиторию как очень мобильную, готовую к эспериментам в области трудостройства и карьеры. С другой стороны, это косвенно указывает на достаточно поверхностное отношение молодежи к выбору высшего образования.

HR-бренд для молодых специалистов

Примечательно, что специалисты, окончившие ведущие вузы России и региона, несколько реже, чем выпускники рядовых вузов, рассматривают возможность трудоустройства не по специальности (68-69% против 74%). Это косвенно указывает, что выпускники ведущих вузов более сознательно относятся к выбору будущей профессии.

HR-бренд для молодых специалистов

Респонденты, работающие по специальности, в меньшей степени склонны рассматривать предложения несоответсвующие образованию, полученному в вузе. В то же время соискатели с небольшим опытом работы не по специальности в 80% случаев готовы рассмотреть предложения о работе, несоответствующие профилю их образования.

HR-бренд для молодых специалистов

Менее всего склонны работать не по специальности юристы и медицинские работники. Напротив, технические специалисты, педагоги, психологи и специалисты естественнонаучной сферы в более чем 80% случаев готовы сменить область деятельности на несоответствующую специальности, полученную ими в вузе. Высокая доля готовых работать не по специальности в отдельных отраслях может быть обусловлена более низким конкурсом на эти специальности, то есть респонденты поступили скорее ради получения диплома о высшем образовании, нежели ради знаний.

HR-бренд для молодых специалистов

Наиболее популярными сферами деятельности являются IT (телекоммуникации, Интернет; 17%), маркетинг (реклама, PR; 16%) и бухгалтерия (управленческий учет, финансы; 15%). Характерно, что у таких непопулярных сфер, как «Медицина» и «Юрисприденция», высока доля респондентов, готовых работать только по специальности. Судя по всему, именно на этих специальностях наиболее высока доля студентов, сделавших осознанный выбор профессии.

HR-бренд для молодых специалистов

69% респондентов в качестве основополагающего критерия выбора будущего места работы отметили возможность карьерного роста. В первую очередь соискатель обращает внимание также на уровень зарплаты (65%), возможность обучения (60%) и репутацию компании (50%). Примечательно, что гибкий график работы в меньшей степени влияет на выбор будущего места работы.

HR-бренд для молодых специалистов

Основной причиной отказа от предложения работодателя является негативная репутация компании (66%), на втором месте стоит низкая зарплата (62%) и отсутствие карьерного роста (60%). Наименее существенными факторами, влияющими на отказ соискателя от предложения работодателя, являются отсутствие обучающих программ и возможности работать по гибкому графику.

HR-бренд для молодых специалистов

На сегодняшний день наиболее привлекательной для соискателей компанией является крупнейшая нефтегазовая компания ОАО Газпром. Банковская сфера в лице Сбербанка России занимает вторую строчку по популярности. Третье место делят между собой нефтяной гигант «Лукойл» и американская компания Google, владеющая первой по популярности поисковой системой.

HR-бренд для молодых специалистов

Представленные в ТОП-10 компании были выбраны в первую очередь за счет того, что работа в них дает хорошую возможность для карьерного роста и профессионального развития (34%). Немаловажными условиями являются известность компании (30%) и высокая оплата труда (14%). Присутствие двух госкомпаний в рейтинге обсловлено прежде всего их известностью, а также мнением, что в госкомпаниях можно расчитывать на стабильный доход, невзирая на различные катаклизмы современной экономики. Присутствие же сразу двух нефтяных компаний объясняется более высокими зарплатами в нефтегазовом секторе по сравнению со среднерыночными значениями.

HR-бренд для молодых специалистов

Основным источником информации для соискателей помимо массовой известности компании является Интернет (57%). 36% опрошенных отметили, что получили информацию о компании, в которой хотели бы работать, от знакомых и работающих там коллег.

HR-бренд для молодых специалистов

В качестве отдельного этапа исследования составлялся рейтинг активности работодателей среди молодежной аудитории. Рейтинг учитывает активность набора персонала среди молодежи (публикация вакансий), популярность компании среди молодежной аудитории (количество откликов на вакансии компании) (подробнее см. Приложение 1 ).

Рейтинг наиболее активных компаний возглавили: Райффайзенбанк, Крок инкорпорейтед, Кредит Европа Банк.

Рейтинг активности работодателей среди молодежной аудитории

  1. Райффайзенбанк
  2. Крок инкорпорейтед
  3. КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК
  4. Альфа-Банк
  5. UniCredit Bank
  6. InterSolar
  7. Ernst & Young
  8. МТС
  9. Adidas Group
  10. Билайн
  11. Nestle
  12. Citibank
  13. Barclays Bank
  14. Мерседес-Бенц РУС
  15. Bank Societe Generale Vostok
  16. 1C Бухучет и Торговля
  17. Deloitte
  18. Colliers International
  19. Домашние деньги
  20. Johnson & Johnson

Подобная разница в составе двух рейтингов говорит о том, что компании, открывающие вакансии для молодых специалистов, недостаточно активно работают над собственным имиджем работодателя, нацеленного и представляющего возможности именно для молодых специалистов. Многие потенциальные соискатели просто не знают о возможностях, представляемых работодателями. Подобная ситуация может оказывать негативное воздействие как на сроки закрытия позиций, так и на качественный состав соискательской аудитории отдельно взятого работодателя.

Приложение 1

Есть объекты:

  • Компании
  • Вакансии
  • Резюме

Есть «связи» между «объектами»

  • Приглашения
  • Отклики
  • Хочу у вас работать
  • Папки для отобранных вакансий
  • Папки для отобранных резюме

Механизм ранжирования:

  • Чем больше связей ведет на объект, тем выше значимость этого объекта.
  • Рейтинг будет тем выше, чем больше у компании значимых вакансий.
  • Вакансия тем значимее, чем больше на нее откликается значимых соискателей.
  • Соискатель тем значимее, чем больше ему поступает приглашений со значимых вакансий.