«Виртуальная» свобода

Тем, для кого ощущение полной независимости — превыше всего, сложно смириться с наличием традиционных офисных правил. Но это не значит, что работа в таких условиях невозможна. По статистике, уже более 50 миллионов человек по всему миру нашли решение этой проблемы: они ежедневно трудятся в «виртуальном офисе», выполняя дома все необходимое. Но так ли они свободны, как это кажется на первый взгляд?

«Виртуальная»  свобода

Дизайнер Мария Пацхверия оказалась в положении «виртуального» труженика случайно. Офис крупной компании, где она возглавляла полиграфический отдел, закрыли на ремонт, и всех сотрудников, имеющих возможность пользоваться Интернетом и электронной почтой дома, отправили на удаленную работу.

— Сначала ощущение было странное, — признается Мария. — Просыпаешься утром, и тебе никуда не надо бежать, лихорадочно краситься и приводить себя в порядок. Людям творческих профессий удобно работать дома: тихо, спокойно, никто не дергает — муза сразу прилетает! Директор нашей компании ставил передо мной конкретную задачу (тогда я занималась разработкой новых рекламных полос) и определял сроки ее выполнения. Раз в неделю я приезжала к нему, показывала эскизы, мы их обсуждали, вносили правки. Конечно, контроль все-таки был: в рабочее время я не могла, например, отправиться на прогулку в парк. Постоянно решала какие-то вопросы, требующие моего присутствия у компьютера, высылала отредактированные варианты буклетов, календарей, открыток. Иногда днем я занималась своими делами, а потом до 4 часов утра засиживалась за служебными, и все равно все успевала сделать в срок.

Мария отмечает, что в удаленной работе есть и свои минусы: общительному человеку трудно целый день находиться в вынужденной изоляции, без привычных совместных с коллегами перекуров, обедов в столовой и т. д. Сложным оказался и переход к обычному офисному режиму после четырех месяцев «вольницы»: «Это как механика и автомат для водителей. Если вы никогда не ездили на машине с автоматической коробкой передач, вас вполне устраивает механика. Но с ней будет гораздо сложнее смириться, если вы попробуете более легкий и удобный вариант».

Офис на дому

«Виртуальный офис» — это группа людей, работающих вместе ради достижения общей цели, но не встречающихся друг с другом каждый день. При современном уровне технологий организовать такую систему несложно: Интернет давно уже превратился в средство ведения бизнеса. Мы можем общаться, проводить пресс-конференции, делать заказы, договариваться о встречах, передавать наработанный материал, не выходя из дома. Связаться друг с другом сейчас гораздо проще, темпы передачи информации ускорились. В принципе, многие международные компании имеют «виртуальные офисы». Ну как глава холдинга, находящийся в Нью-Йорке, будет регулярно общаться с региональным менеджером в Албании? Вряд ли он каждый раз станет устраивать личную встречу и платить за организацию командировки. Всеобщее пребывание в режиме online дает нам массу новых возможностей, в том числе и систему управления персоналом на расстоянии. На Западе штатных сотрудников компании, работающих удаленно, называют «телеворкерами». Термин относительно новый и означает специалистов, использующих для своей профессиональной деятельности различные средства телекоммуникации. В США, Канаде, Швеции и Дании «виртуальные» труженики стали уже обычным явлением. Иногда это люди, живущие слишком далеко от офиса (например, в другой стране), домохозяйки с маленькими детьми, инвалиды, которые не могут ездить на работу по состоянию здоровья. Но в большинстве случаев «виртуальную свободу» именно выбирают. По разным оценкам, в США на долю «телеворкеров» и «офислессов» приходится чуть ли не треть от общего рынка труда. Аналитики компании eMarketer, отмечая, что количество сотрудников, работающих вне офиса, увеличивается с каждым годом на 20–30%, признаются, что их отчет написан «в парижском кафе с беспроводным доступом в Интернет австралийским экспертом, работающим на американскую компанию, и отправлен на утверждение менеджеру, который трудится дома в Нью-Джерси».

В крупных российских компаниях также есть «телеворкеры». Максим Эмм, директор департамента аудита компании «Информзащита», отмечает, что уровень жизни в регионах растет и появляется все больше людей, готовых нести службу пусть за меньшие деньги, но дома, в родном городе: «Работа, которую выполняют такие сотрудники для нашей компании, достаточно сильно регламентирована, и поэтому нам легко удается наладить взаимодействие, несмотря на сотни, а иногда и тысячи разделяющих нас километров. Люди занимаются задачами, не требующими личного присутствия у клиентов, — разработкой отчетов, проведением исследований, анализов. Для общения мы используем телефонную связь (у всех удаленных сотрудников есть внутренние корпоративные номера, при звонке в офис срабатывает автоматическая переадресация на их мобильные телефоны), Skype (благодаря которому мы также проводим видеоконференции), почтовые рассылки, форумы, ICQ. В основном результаты нас удовлетворяют. Думаю, в первую очередь это связано с тем, что люди, которые хотят и могут работать удаленно, имеют более высокий уровень самоорганизации и ответственности, чем обычные офисные служащие».

Такое отношение к удаленной работе в России пока еще редкость. Настоящих «виртуальных офисов» у нас не слишком много (по данным «ФИНАМа», всего 1% от числа обычных). Не все отечественные работодатели привыкли полностью доверять своим сотрудникам, полагаясь на их добросовестность и самодисциплину. Хотя, по мнению аналитиков, в комфортных домашних условиях люди выкладываются сильнее, не прогуливают, не «болеют» и работают сверхурочно.

Особенно подвержены обаянию «виртуальных офисов» прирожденные фрилансеры — люди творческих профессий. Журналисты, дизайнеры, писатели, художники давно поняли, что работать эффективно можно как в офисе, так и в собственной квартире, кафе или на скамейке в парке. Главное, чтобы WiFi не подкачал!

Мистификаторы

Один из наиболее удачных российских примеров функционирования «виртуального офиса» — издательство «Манн, Иванов и Фербер» («МИФ»), основанное в 2005 году тремя профессиональными маркетологами и авторами — Игорем Манном, Михаилом Ивановым и Михаилом Фербером. Оригинальная бизнес-модель издательства — отсутствие офиса, аутсорсинг, «телеворкеры» — позволила «МИФу» стать одним из лидеров рынка деловой литературы. Среди выпущенных издательством книг — такие бестселлеры, как «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта» Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале, «От хорошего к великому» Джима Коллинза и «Маркетинг от потребителя» Роджера Беста. Сотрудники «мифического офиса» работают дома, связаться с ними можно только по e-mail, а совещания проходят в кофейне «МакКафе» на Пушкинской.

Благодаря «виртуальному офису» издательства «Манн, Иванов и Фербер» десятки тысяч российских читателей узнали, как выглядят профессора Стокгольмской школы экономики Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, что такое бизнес в стиле фанк и каким образом можно «заставить капитал плясать под дудку таланта».

«Особенность нашего рабочего дня, как вы уже, наверное, догадались, — в отсутствии жестких временных рамок и удаленности сотрудников друг от друга, — рассказывает менеджер по маркетингу „Манн, Иванов и Фербер“ Евгений Егоров. — Объединить нас в единую сеть помогают как традиционные средства связи — почта, ICQ, телефон, так и специальные программы. Для контроля прохождения проектов и постановки задач мы используем online-систему управления проектами Comindwork. Для обмена документами — Google Docs. Современные средства связи позволяют чувствовать себя частью единого информационного пространства, где бы ты ни находился. Мы не высчитывали, насколько прибыльна такая организация труда для компании, но на аренде современного офиса мы точно экономим десятки тысяч долларов в год. Бизнес-процессы от этого не страдают: мы изначально подбираем людей, которые способны к высокому уровню самодисциплины и организации своего времени. Это позволяет нам сохранять очень неплохую динамику работы».

По мнению гендиректора «МИФа» Михаила Иванова, «труд — основная часть уравнения счастья». Создается ощущение, что издатели сделали все, чтобы претворить этот красивый афоризм в жизнь.

«Я добираюсь до своего служебного места за несколько секунд, — продолжает Евгений Егоров. — И точно знаю, что меня не оштрафуют за опоздание, я не застряну в пробке, никто не наступит мне на ногу в метро и мне даже не потребуется зонт, если на улице идет дождь. „Виртуальный офис“ позволяет каждому выбрать оптимальный график. Днем я могу сосредоточиться на письмах и телефонных звонках, а вечером написать необходимые тексты. При желании это можно сделать на балконе или в парке с ноутбуком. При такой форме организации труда КПД каждого сотрудника выше, чем в офисе. В нашей работе очень большая творческая составляющая, как, например, у художников. А представьте себе живописца, создающего свой пейзаж сквозь приоткрытые жалюзи офисных окон».

«Виртуальный офис» «МИФа» — это молодой динамичный коллектив «нетипичных людей», получающих настоящее удовольствие от производственного процесса. «Манн, Иванов и Фербер» выпускает всего 12 книг в год, но эти книги лежат на прилавках всех крупных московских книжных магазинов.

Правда, те, кому больше нравится трудиться «виртуально», а не в офисе, признают, что в этом есть и свои недостатки: отсутствие живого делового общения, проблемы, связанные с обучением новых людей, размытость границ рабочего дня, иногда продолжающегося 24 часа, расслабляющая обстановка. «Один из минусов — необходимость объяснять клиентам, что офиса у нас действительно нет, — рассказывает Евгений Егоров. — Сначала люди относятся к этому настороженно, а потом воспринимают как должное. У нас сформировался имидж креативного издательства, и отсутствие офиса можно назвать еще одной нашей „фишкой“. Несколько лет назад компании, не имеющей своей „конторы“, трудно было добиться доверия, но сегодня подобные предприятия уже не вызывают опасений и подозрений и очень популярны на рынке. Это как аутсорсинг. Сначала страшно выпустить из-под контроля часть производственных процессов, а когда попробуешь — хочется избавиться от всех непрофильных функций и сосредоточиться на главном. Западные компании прошли этот путь, значит, это ждет и нас».

В режиме online

Москвичи ежедневно тратят около четырех часов на дорогу до офиса и обратно. Они выезжают из дома в 6 утра, чтобы избежать пробок, и задерживаются на работе до позднего вечера. Медики бьют тревогу и поговаривают о новой эпидемии ХХI века — «синдроме переутомления» офисных служащих.

«Телеворкеры» часто признаются, что дома рабочий день оказывается даже более напряженным, чем в офисе. Постоянно возникает желание проверить почту, ответить на письма, что-то доделать. О буднях «хоумсорсера» рассказывает Яна Маноенко, бренд-менеджер компании HeadHunter: «Когда я жила в Воронеже, то с удовольствием откликнулась на предложение поработать в режиме home-офиса, потому что дорога из дома в офис и обратно отнимала часы. В регионах скользящий график вообще не принят: все едут в центр города к 9 утра — это час пик, когда транспорт по большей части стоит в пробках, а не движется к цели. Моя работа дома ничем не отличалась от того, что я делаю в конторе: те же обязанности, нагрузка, система отчетности. Мне кажется, что в родных стенах, в удобном для меня режиме, я работала значительно больше и быстрее и при этом меньше уставала».

Юлия Христова, консультант по подбору персонала компании Ventra Employment, также считает, что основным преимуществом «виртуального офиса» является гибкий график: «Сотрудник имеет возможность самостоятельно определять время исполнения своих служебных обязанностей. Главное, о чем он должен помнить, — собственный deadline, сроки, в которые надо уложиться. Специалист, быстро и качественно выполняющий необходимый объем работы, приобретает дополнительное свободное время».

Яна Маноенко не согласна с тем, что у «телеворкера» больше возможностей отдыхать: «Мой график (если его измерять в часах) увеличился в полтора раза. Как только компьютер оказывался в поле зрения, я постоянно думала о том, что нужно еще сделать. Если в офисе я могла отложить какую-то часть дел на следующий день, то дома этот номер уже не срабатывал. Основной минус home-офиса в том, что невозможно включиться в работу полностью. Иногда мешает сосредоточиться присутствие близких, приход гостей, домашние дела. Я была „телеворкером“ всего три месяца и не думаю, что смогла бы так постоянно. Все-таки человек — социальное существо, которому хочется общения с дружным, сплоченным коллективом. Сейчас я работаю в офисе и абсолютно всем довольна. Кроме того, трудясь дома, сделать карьеру непросто».

Юлия Христова вообще считает, что отсутствие карьерного роста — это главный недостаток telework: «У сотрудников, работающих удаленно, есть четко обозначенный потолок заработной платы, выше которого „прыгнуть“ не удастся».

А вот Максим Эмм уверен в том, что карьеру можно сделать и на расстоянии: «Во-первых, наиболее перспективных мы всегда готовы видеть в своем головном офисе (руководители проектов трудятся именно там) и предоставить им возможность проявить себя в большем спектре работ. Во-вторых, если в каком-то городе набирается большое количество талантливых удаленных сотрудников, мы можем открытьтам филиал, в котором появится масса возможностей для карьерного роста».