Произведите эффект!

Однажды в американский офис Google пришел на собеседование претендент и лично вручил рекрутеру и пятерым его коллегам кексы, на каждом из которых было написано по одной из букв, вместе составляющих слово Google. Такой эффектный ход вкупе с профессиональными качествами кандидата обеспечил ему место в компании. Способность нестандартно действовать и мыслить – одна из основ успеха в бизнесе и карьере. Но важно понимать, где, с кем, как и при каких обстоятельствах оригинальность будет уместна. «Гид молодого специалиста» попросил компании-работодатели рассказать, с какими неординарными идеями кандидатов и сотрудников им приходилось сталкиваться и каков оказался результат.

Произведите эффект!

Автор: Анна Крюченко, журнал «Гид молодого специалиста»

Анна Кондратьева, менеджер отдела маркетинга, «Кофе Хауз»:

  • Хорошо: У нашего HR-отдела большой опыт работы с креативными соискателями, потому что компания заинтересована в людях с творческим подходом. Однажды к нам в офис пришел молодой человек, претендующий на вакансию бариста — специалиста по приготовлению кофе. Неожиданно для всех он взял несколько предметов со стола HR-менеджера и устроил с ними фристайл-шоу, чем приятно удивил всех. У кандидата был опыт работы барменом, что он и показал своим представлением — и в итоге был принят на работу.
  • Хорошо: Встречались у нас и кандидаты, которые демонстрировали свои вокальные способности. Один из таких соискателей при входе в HR-отдел стал петь гимн нашей компании, чем, конечно же, произвел впечатление. Его взяли на позицию помощника бармена.
  • Хорошо: А 7 марта к нам пришел претендент на должность официанта и каждой сотруднице HR-отдела подарил по тюльпану. Такое внимание и хорошее резюме обеспечили ему вакантное место официанта старшей категории.

Сура Ризаева, HR-специалист по Восточной Европе, Dupont:

  • Плохо: Больше всего запомнился такой случай из моей практики: претендент прислал вместо резюме биографический рассказ на пятнадцати страницах, в котором монотонно излагалось, где он родился, в какую школу ходил, какие предметы любил больше всего, почему выбрал именно этот вуз и т.д. Пришлось отказать этому соискателю, несмотря на его нестандартный подход, потому что нам требовался человек, способный четко формулировать мысли и выделять наиболее существенные моменты.

Анна Айбашева, менеджер по связям с общественностью Московского региона, «Билайн»:

  • Хорошо: Летом 2005 года в Екатеринбурге проходил VIP-турнир по теннису «Уральская шляпа — 2005», в котором участвовал и «Билайн». Специально для этого мероприятия коммерческий директор Уральского региона Андрей Пятахин, представлявший нашу компанию, пошел на жертву: он покрасил затылок в фирменные цвета нашего бренда. Это обеспечило ему и всей команде повышенное внимание зрителей, прессы и участников турнира. А контакты, завязавшиеся на соревнованиях, помогли в дальнейшей работе.

Юлия Костина, специалист по подбору персонала, DHL:

  • Плохо: Честно говоря, кандидатов с нестандартным отношением к процессу трудоустройства очень много, но не всегда творческий подход влияет на исход дела положительно. Конечно же, все зависит от того, в какое русло направлена их креативная энергия. Однажды на вакансию директора производственного предприятия нам пришло резюме в стихотворной форме. Кандидат не просто рассказывал об основных вехах своей карьеры, но и в ярких красках описывал детство, школьные годы и подробности взрослой жизни. Надо заметить, что он был человеком немолодым, поэтому и резюме вышло далеко не скромных размеров. Этого претендента мы на работу не взяли, решив, что директор производственного предприятия должен обладать другими качествами.

Людмила Оржеховская, менеджер по подбору персонала, PricewaterhouseCoopers:

  • Хорошо: Однажды специалист по подбору персонала интервьюировал кандидата из другого города по телефону. Общее впечатление было положительным, но в процессе телефонного разговора нелегко оценить профессиональный опыт соискателя. Молодого человека попросили написать эссе на заданную тему за неделю (интервью проходило в пятницу), но он справился с заданием за выходные и прислал текст уже в понедельник рано утром. Наша компания сделала ему предложение в тот же день.
  • Хорошо: Приведу еще один пример нестандартного подхода, который увенчался успехом.
    Среди условий прохождения летней практики для третьекурсников — написание эссе по одной из двух предложенных тем на русском или английском языке. Некоторые студенты написали два эссе на обе темы на английском языке, что значительно повысило их шансы попасть к нам.
  • Плохо: Припоминается и другой случай — правда, не приведший к позитивному результату. Соискательница прислала свое резюме в формате PowerPoint, да еще и в стихах. Начиналось оно словами «Я к вам пишу — чего же боле?» из знаменитого произведения Пушкина. Далее в послании шла речь о преимуществах работы в PricewaterhouseCoopers. Получить работу ей не удалось — в силу специфики бизнеса у нас в первую очередь оцениваются знания и деловые навыки, а не оригинальность в самопрезентации.