PR-специалисты на фоне кризиса

Несмотря на существенное сокращение количества вакансий в PR-сфере, подбор PR-специалистов не прекращается. Однако резко возросли требования, предъявляемые к соискателям, и сегодня только амбиций, самоуверенности и профильного диплома будет уже недостаточно для того, чтобы получить работу в этой сфере.

PR-специалисты на фоне кризиса
Андрей Месечко, менеджер по связям с общественностью рекрутинговой компании

– Как показывает анализ открытых источников, количество вакансий для PR-менеджеров сократилось. Однако подбор PR-специалистов не прекращается, правда, в первую очередь речь идет о компаниях, которые сохранили на рынке относительную стабильность. Это зарубежные компании, производители медицинского оборудования, представители сектора продаж.

Работодатели желают видеть в своем штате универсального специалиста, который владеет инструментами PR, рекламы и маркетинговых исследований, имеет опыт организации крупных мероприятий, свободно владеет английским языком и умеет работать с cms-системами, а в идеале – разбирается в SEO. Ко всему этому должно прилагаться грамотное владение русским языком, умение с ходу формулировать мысли, быстро писать качественные тексты и приятная внешность. Все эти обязательные требования значительно усложняют поиск специалистов. Теперь в идеале пиарщик, по мнению работодателей, должен:

  • окончить вуз по гуманитарной специальности или по специальности «связи с общественностью» (шансы на трудоустройство будут выше, если дополнительно соискатель имеет специальность по профилю работы компании);
  • обладать журналистским талантом и творческим мышлением;
  • иметь налаженные связи в СМИ, государственных органах и деловой среде;
  • знать основы маркетинга, брендинга и рекламы;
  • безупречно владеть русским языком;
  • владеть компьютером: офисным пакетом и несколькими графическими программами;
  • свободно владеть одним или несколькими иностранными языками;
  • досконально знать специфику и нюансы деятельности компании;
  • в совершенстве владеть современными информационными технологиями (в том числе разбираться в web-технологиях и интернет-инструментах продвижения компании);
  • обладать опытом организации крупных мероприятий.

Также в должностные обязанности «идеального» PR-специалиста, скорее всего, будет входить организация внутренних коммуникаций. Здесь нужно оговориться, что поиск подобных универсалов больше характерен для небольших и средних компаний, где PR-менеджер работает один, подчиняясь непосредственно генеральному директору и, по сути, выполняя обязанности PR-директора.

При всем этом за последние несколько месяцев заметно понизился уровень предлагаемых зарплат. Эту тенденцию можно связать как с мировым финансовым кризисом, так и с избыточным предложением специалистов на рынке труда.

Сейчас, как никогда раньше, стал цениться опыт работы и умение действовать самостоятельно. Работодатели нацелены на получение результата от сотрудника в максимально короткие сроки и не готовы брать «учеников». Как говорят работодатели, амбиций, самоуверенности и профильного диплома еще недостаточно для того, чтобы получить работу. Поэтому для начинающих PR-специалистов без опыта работы, к сожалению, ничего утешительного сказать нельзя. Совет один – становиться специалистами как можно раньше. Ждать, пока улучшится ситуация на рынке, нет смысла, тем более что опыт работы во время кризиса будет очень высоко цениться работодателями после его окончания.

Лучше уже во время учебы в вузе получить профессиональный опыт, работая на временных проектах. Не так давно на собеседование пришел молодой человек, который после учебной практики остался работать в компании на позиции стажера. Через некоторое время молодой пиарщик был зачислен в штат. В итоге, только получив диплом, он уже имеет опыт работы более 3 лет и реально владеет набором необходимых PR-инструментов. Но даже у него сейчас могут возникнуть проблемы с поиском новой работы, поскольку, как свидетельствует практика, работодатели с большей охотой нанимают «социально зрелых» PR-менеджеров, а они, как правило, относятся к возрастной категории 25–30 лет. Как сказал другой достаточно молодой соискатель на позицию PR-менеджера: «Рынок заняли тридцатилетние!»

PR-специалисты на фоне кризиса
Ирина Паровина, ведущий консультант департамента «Маркетинг и продажи» хедхантингового агентства

– С наступлением кризиса спрос на PR-специалистов сильно упал, как, впрочем, и на всех специалистов в области маркетинга и рекламы. Это связано с первой реакцией рынка на кризисные условия – повальной тенденцией к сокращению рекламных бюджетов и заморозке коммуникационных проектов. Компенсационный пакет PR-специалистов сегодня уменьшился примерно на 30%.

Можно сказать, что сейчас время молодых специалистов, еще не стремящихся к высокому заработку, а нацеленных работать «на имя» и свое будущее. Пока не привыкшие к новым условиям опытные специалисты будут адаптироваться, молодежь имеет все шансы занять свободные ниши. Для того чтобы найти хорошую работу в PR, надо больше быть на виду: писать (первое время можно и бесплатно), общаться и «обрастать» полезными связями (после каждого удачного проекта не забывать собирать отзывы и рекомендации). Если сразу не удается найти интересную и/или перспективную с профессиональной точки зрения работу, надо принимать участие во всех временных проектах. Важно всегда работать качественно и на результат, так как это со временем обеспечит специалисту положительную репутацию на рынке.

Самое важное – не отчаиваться и продолжать поиски, несмотря на отказы со стороны работодателей и кадровых агентств. Надо понимать, что рынок сегодня «переполнен» кандидатами, работодатели повысили требования к соискателям – и все это на фоне сокращения общего количества вакансий. Поэтому, следуя поговорке про каплю, которая точит камень, надо планомерно, изо дня в день, искать нового работодателя, не отказываясь при этом от участия в разовых проектах, которые помогут не «отвыкнуть» от профессии.

Если же соискатель находится в сложном финансовом положении, не позволяющим вести длительный поиск нового места, то ему, конечно, стоит смотреть шире на область применения своих знаний. Думаю, что хорошие PR-специалисты могут претендовать на административные позиции, на вакансии в сфере продаж/обслуживания клиентов и т. п. в зависимости от личностных качеств, образования и склонностей человека.

Сегодня можно задуматься и о фрилансе. Это достаточно распространенная и актуальная тенденция в условиях кризиса, которая позволяет оставшимся без работы специалистам зарабатывать, а компаниям – оптимизировать маркетинговый бюджет без потери качества запланированных работ.

PR-специалисты на фоне кризиса
Наталья Комарницкая, консультант компании MORGAN HUNT SELECTION

– Затрагивая область маркетинга и PR, можно говорить о влиянии кризиса на эту область как на самую уязвимую при сокращении бюджетов и экономии на персонале.

На первый взгляд, есть все основания считать PR-отделы компаний не жизненно необходимыми для ведения бизнеса и не приносящими напрямую прибыль компании. В то же время стратегически правильным решением компаний нужно признать текущую заботу о своей репутации и тем самым инвестиции в создание положительного имиджа компании после окончания кризиса. Если говорить о сокращениях штата в области PR, то в таких организациях численность подразделения по связям с общественностью может быть оптимизирована за счет персонала, несущего обслуживающую функцию (администраторов, ассистентов и т. д.), но профильные специалисты обязательно останутся.

Если до кризиса вы трудились в области связей с общественностью и попали под сокращение, то обратите внимание на сферу внутренних коммуникаций. Это может быть как часть компании, так и подразделение службы персонала. Сейчас специалисты в области внутренних коммуникаций востребованы не менее, если не сказать более, чем внешний PR. Одной из мер по удержанию персонала в кризис и сохранению благоприятной и спокойной обстановки в компании является как раз усиление функции внутреннего PR и внутренних коммуникаций. Специалист в этой области является представителем руководства перед сотрудниками и формирует информационную составляющую стратегии развития компании в кризис. Основная деятельность специалиста такого профиля – регулярное освещение тех или иных решений руководства, планов развития, анализ рынка, новостное наполнение внутреннего сайта, организация мероприятий, направленных на единение команды, предоставление обратной связи от сотрудников руководству.

Сейчас такие позиции есть на рынке в основном в крупных холдингах. Что касается финансовой компенсации на позиции в области связей с общественностью, то для высококвалифицированных специалистов, на 100% отвечающих требованиям работодателя, она не изменилась. Изменилось отношение работодателя к соответствию потенциальных кандидатов требованиям компании. Так как на рынок вышло большое количество специалистов подобного профиля, работодатели более придирчиво подходят к отбору будущих сотрудников.

По мере развития кризиса все больше компаний осознают важность и необходимость PR-функции, поэтому, на мой взгляд, востребованность специалистов этого профиля не только сохранится, но и будет постепенно увеличиваться.