Молодые специалисты на рынке труда
Работа для студентов, карьерные перспективы для молодых профессионалов... Сегодня, когда рынок соискателей превратился в рынок работодателей, далеко не всегда удается реализовать свои замыслы. На вечный вопрос «что делать?» отвечают эксперты.

В докризисные времена, когда не хватало квалифицированных специалистов, работодатели готовы были брать выпускников вузов на очень хорошую заработную плату и компенсационный пакет. Сегодня, когда рынок соискателей стал рынком работодателей, когда в разы сократилось количество открытых вакансий и когда компании пересмотрели уровень предлагаемых компенсаций, студентам необходимо более адекватно оценивать свои профессиональные возможности. Рекомендации по поиску работы и позиционированию себя на рынке труда дают эксперты в кадровых вопросах.
Руководствуйтесь реальными знаниями, а не желанием зарабатывать как можно больше

– Кризисный год внес серьезные коррективы как в ситуацию, происходящую на рынке труда, так и во взаимоотношения работодателей и соискателей. Изменился список востребованных специалистов, и те, кто еще год назад были в приоритете, сейчас находятся в самом конце рейтинга популярности. Если до кризиса правила на рынке труда определяли соискатели, то сейчас ведущая роль у работодателей, которые могут позволить себе выбирать кандидатов и диктовать им свои условия.
В подобной ситуации труднее всего приходится молодым специалистам, которые только начинают свое профессиональное становление. И сегодня компании по-разному относятся к перспективе найма специалистов без опыта работы. Кто-то по-прежнему считает это пустой тратой времени, другие, наоборот, видят неоспоримое преимущество в найме, обучении и последующем развитии вчерашних выпускников. Однако уже тенденцией становится ситуация, при которой студенты и молодые специалисты, имеющие в лучшем случае лишь высшее образование, но не обладающие опытом работы, пытаются навязать свои условия работодателю. Чрезмерные амбиции и желание получить все и сразу не являются залогом успеха в деле поиска работы. Именно поэтому при поиске работы лучше руководствоваться реальными знаниями и умениями, а не желанием зарабатывать как можно больше.
Выбор компании должен быть сугубо индивидуальным, с учетом своих предпочтений, ну и исходя из предложений рынка. Крупная международная компания может дать не только необходимый опыт работы, но и возможность двигаться дальше, начав со стартовой позиции. Маленькая компания предложит более обширный и разнообразный опыт, но вряд ли позволит уйти дальше ассистентской позиции. Время старта для карьеры – это дело также сугубо индивидуальное. Кто-то имеет возможность начать работу уже с первого курса, а кто-то терпеливо «грызет» гранит науки все пять лет и лишь после получения диплома приступает к поискам работы. Идеального и правильного варианта нет, ведь очень многие работодатели сейчас гораздо больше ценят опыт, чем знания, недостаток которых всегда можно наверстать. Нередкими становятся случаи, когда решающими факторами при выборе кандидата становятся его личностные качества, которые должны максимально совпадать с духом и культурой компании. Поэтому, приступая к поискам работы, стоит хорошенько подумать о том, как презентовать работодателю свои сильные стороны.
Пример: Идеальным вариантом карьерного пути, если скажем, в качестве специальности была выбрана бухгалтерия и аудит, было бы трудоустройство на позицию ассистента бухгалтера в финансовый департамент крупной компании. Следующим шагом могла бы стать специализация на каком-то конкретном участке (например, налоги). Рост в компании может быть задан в соответствии с занимаемой позицией: ассистент бухгалтера, младший бухгалтер, старший бухгалтер, ведущий бухгалтер и т. д., исходя из специализации и имеющегося опыта.
Успех трудоустройства зависит от качества подготовительной работы

– Быть молодым или «стартовым» специалистом сегодня трудно как никогда. Ведь кто такой «молодой специалист»? В первую очередь, это человек с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не более 30% выпускников могут похвастаться практическим опытом работы по специальности к моменту получения диплома. И, столкнувшись с задачей поиска работы, остальные 70% видят следующее в описании вакансий: «Требуемый опыт работы от 1 – 1.5 лет». Возникает резонный вопрос: «Где же взять этот опыт, если я молодой специалист?»
Последние несколько лет ведется активная дискуссия (как в рамках самих вузов, так и среди работодателей), как оценивать кандидата-студента, совмещающего работу и учебу. Мне кажется, здесь не может быть одного правильного ответа. Есть те, кто успешно сочетает учебу с работой, только укрепляя свои профессиональные знания, и есть те, кто, наоборот, полностью посвящает себя процессу «зарабатывания» денег, поставив обучение на второй план. Это сознательный выбор каждого. Здесь, как мне кажется, стоит остановиться для того, чтобы расставить приоритеты.
Во-первых, необходимо определить, что является основной целью – получение практического опыта по своей специальности или «зарабатывание» денег. Первый вариант, скорее всего, приведет в крупную компанию, где даже в кризисный год сохраняется возможность стажировок или работы на позиции «ассистент отдела». На примере крупной компании проще описать карьерный путь для молодого специалиста: Ассистент отдела –> Специалист отдела –> Ведущий специалист –> Руководитель группы –> Руководитель отдела –> Руководитель департамента. Второй вариант с большей вероятностью приведет в маленькую компанию, где за счет расширенного функционала появится реальная возможность зарабатывать, но, к сожалению, карьерный путь будет сложным для прогнозирования, так как, имея смежный функционал, есть возможность получить практический опыт совсем в другой специализации.
Во-вторых, следует оценить реальный уровень своих знаний и умений для того, чтобы определить, на какие компании имеет смысл обращать внимание. К сожалению, многие выпускники игнорируют требования, указанные в описании вакансий, такие как уровень знания иностранного языка, различных специализированных программ, хотя это является критичным при приеме на работу. В таком случае более правильным, но и более сложным будет приобретение этих навыков. Например, в резюме стоит указывать так: «Уровень знания английского языка pre-intermediate (в процессе изучения)».
В-третьих, важно определить список ресурсов для поиска работы. Это могут быть ведущие рекрутинговые агентства, которые занимаются трудоустройством молодых специалистов, ключевые интернет-порталы, рекомендации преподавателей из вуза, а также международные студенческие организации, такие как AIESEC, ISIC и т. д.
В-четвертых, не стоит забывать еще об одном, но совсем немаловажном факторе – факторе «горящих глаз». О нем я в последнее время все чаще слышу от работодателей. Сейчас, к сожалению, очень много достойных кандидатов вынужденно оказались в поиске работы. Поэтому работодатель ожидает увидеть не просто стопроцентное соответствие требованиям к позиции, но и искренний интерес к работе именно в данной компании. Это можно продемонстрировать элементарно – предварительно подготовившись к интервью, просмотрев интернет-источники и/или собрав рекомендации о компании от знакомых, работающих в ней.
Таким образом, трудоустройство молодого специалиста в 2010 году – это достаточно сложная, но вполне решаемая задача, успех выполнения которой зависит от качества проделанной подготовительной работы.
При недостатке опыта работы стоит сосредоточиться на личностных преимуществах

– К сожалению, за год кризиса шансы молодых специалистов (без опыта рыботы по профессии) устроиться на работу стали равны практически нулю. Выпускники вузов окончательно оказались за бортом бизнес-процессов и лишились возможности сразу после получения диплома получить «работу своей мечты». За прошедший год требования работодателей к опыту работы специалиста в конкретной сфере, с конкретными задачами, оборудованием, группой продуктов и пр. значительно ужесточились, а убедить нанимателей брать хоть и амбициозных, но неопытных сотрудников на «воспитание» сегодня, к сожалению, практически невозможно.
Тут нужно оговориться, что так складываются обстоятельства только для тех, у кого нет опыта вообще. Однако лишь очень небольшой процент молодых людей не имеет хотя бы минимального представления о практической стороне работы по интересующей профессии. Прекрасно понимая, что главным препятствием в начале карьеры будет «чистое», незаполненное резюме, большинство студентов устраиваются на позиции начального уровня, как правило, уже на 3 – 4-м курсе и работают ассистентами, стажерами, секретарями в профильных компаниях, обеспечивая себе дальнейшее продвижение по карьерной лестнице, либо работают как фрилансеры на временных проектах. Поэтому реально серьезные проблемы с трудоустройством возникают только у тех, кто на 5-м курсе вуза не может назвать ни одного сайта по поиску работы и понятия не имеет о стажировках и программах для молодых специалистов в крупных компаниях.
Всем серьезно настроенным молодым людям, нацеленным на профессиональный успех, рекомендую следить за рынком труда, особое внимание обращать на специализированные сайты, где размещаются вакансии для молодых специалистов, а также публикуется информация о стажировках и других программах для студентов. Следует также отметить, что есть сферы деятельности, в которых молодые сотрудники просто незаменимы, ведь далеко не каждый опытный специалист согласится на частые и длительные командировки за относительно небольшую заработную плату. Актуально это, например, для компаний, специализирующихся в области финансового и т.п. консалтинга.
При поиске первого места работы, на мой взгляд, стоит быть последовательными и предлагать свою кандидатуру только в крупные компании с четко прописанным функционалом и обязанностями. Работа в такой компании и в таком режиме дает целый ряд неоспоримых преимуществ. Это и совершенствование разговорных навыков на иностранном языке, и расширение круга общения, и возможность приобщиться к европейскому стилю ведения дел и системному подходу, и прозрачные схемы мотивации и повышения по службе.
Значительно облегчить трудоустройство могут «горящие глаза» и обоснованная амбициозность в дополнении с целеустремленностью, отличными навыками самопрезентации, знанием хотя бы одного иностранного языка, а также высокой осведомленностью о положении дел в отрасли. В целом, при недостаточном опыте работы по специальности стоит сосредоточиться на ваших личностных преимуществах, на том, что входит в область ваших интересов, на профессиональном будущем и реальных достижениях на пути к нему.
К сожалению, при таком подходе к получению первого профессионального опыта студенты очень часто вынуждены отодвигать на второй план учебу, поскольку совмещать ее с полным рабочим днем нереально. И это уже не просто «личные проблемы» каждого отдельно взятого студента, а вопрос низкой социальной ответственности российского бизнеса вообще и проблема государственного масштаба. Однако у меня нет оснований полагать, что необходимость тратить средства на повышение квалификации сотрудников является следствием низкой посещаемости занятий в университете. На мой взгляд, проблема значительно шире и заключается в качестве теоретической подготовки и предлагаемого профессионального образования, которое зачастую мало связано с реальной бизнес-практикой. Кроме того, нужно учесть, что в наше время знания обновляются каждые 5 лет. Так что в условиях российской действительности самое лучшее решение – постоянное повышение квалификации и интенсивное самообразование.
Совмещение работы и учебы: нужно реально оценить все «за» и «против»

– Вероятнее всего, некоторые отголоски прошлогодней кризисной ситуации мы будем наблюдать как минимум весь этот год. С осени 2009 года многие аналитики и эксперты рынка труда начали говорить о постепенном выправлении ситуации. В первую очередь, в пользу этого постулата свидетельствует постепенный рост количества вакансий и «размораживание» ряда позиций и проектов. Но говорить о полном восстановлении рынка, к сожалению, пока еще преждевременно. Многим категориям работников, включая и молодых специалистов, по-прежнему достаточно сложно найти хорошую работу.
Молодым специалистам очень важно понимать ситуацию, сложившуюся на рынке труда, и при поиске работы правильно расставлять акценты. Работодатели не предлагают вам сегодня ту зарплату, на которую вы рассчитывали? Не отчаивайтесь. Акцентируйте свое внимание на опыте, который вам сейчас так необходим. Именно он является вашим главным капиталом и в будущем поможет найти достойную работу. Поиски работы молодому специалисту необходимо начинать как можно раньше. Еще в процессе учебы можно попробовать устроиться в крупную компанию на практику. Далеко не все работодатели платят своим практикантам за проделанную работу, но главное сейчас – это не деньги, а опыт и практические навыки, которые вы сможете приобрести. К тому же на практике у студента есть прекрасная возможность показать себя с лучшей стороны, а после получения диплома остаться работать в компании.
Сейчас очень многие студенты, даже учась на дневном отделении, совмещают работу и учебу. На мой взгляд, совмещать эти два процесса можно, если работодатель с пониманием относится к таким специалистам (готов отпускать на лекции, практические занятия, сессии и т. п.) или если работа имеет гибкий график, позволяющий посещать вуз без ущерба для учебного процесса. Очень важно, чтобы работа и учеба друг другу не мешали. Поэтому, прежде чем решиться на подобный шаг, нужно реально оценить все «за» и «против», ведь нагрузка будет вдвое больше. Что же касается знаний, приобретаемых студентом при подобном совмещении, то я не считаю, что они обязательно будут поверхностными. Если студент сам заинтересован в обучении и знает, что эта теоретическая база пригодится ему в будущем, то он будет посещать нужные ему предметы. Ему будет интересно общаться с преподавателями, чтобы иметь возможность обсудить не только теорию, но и практические задачи, с которыми он ежедневно сталкивается в процессе выполнения своих рабочих обязанностей.
Я вижу проблему совмещения работы и учебы в другом: многие студенты зачастую вынужденно начинают работать не по профессии, и в результате происходит размывание понятия того, что же в данный момент важнее – работа или учеба. Часто студент выбирает первое и начинает относиться к учебе поверхностно, а окончив вуз, продолжает работать не по специальности. По сути, ничего страшного в этом нет. Однако есть одно «но»: если молодой специалист решит все-таки вернуться к той профессии, которую он получил в вузе, то у него действительно не будет достаточно знаний, чтобы успешно работать по выбранной специальности. И даже с учетом опыта работы, который он успел приобрести за время обучения, он сможет претендовать только на самые низовые позиции и начинать карьерный путь практически с нуля.
Следует очень тщательно готовиться к любому этапу собеседования

– Сегодня большинство работодателей стремятся брать специалистов с опытом работы, так как это экономит время компании на обучении. Все работодатели ориентированы на высокую степень производительности, на рост прибыльности, выход из убыточного состояния, поэтому не все компании сейчас могут себе позволить брать специалиста «на вырост». Как раз именно такие сотрудники оказались в зоне риска в период оптимизации штата компаний. К счастью, все же остались работодатели, которые готовы брать молодых специалистов, однако уровень предлагаемой заработной платы довольно невысокий.
Мы советуем молодым специалистам уделить особое внимание процессу поиска работы. Конкуренция среди соискателей на рынке сейчас очень высокая, а порой приходится проходить несколько этапов собеседований (или даже иногда тестирований), поэтому ошибки при прохождении интервью недопустимы. Следует очень тщательно готовиться к любому этапу собеседования, активно интересоваться результатами рассмотрения своего резюме. Очень полезно запрашивать обратную связь и комментарии по результатам прохождения интервью в компаниях. Это позволит сделать определенные выводы и не допускать подобных промахов на всех последующих встречах с потенциальными работодателями. Поиск работы – это мастерство, предела совершенства которого нет, поэтому подходить к данному процессу следует особо серьезно. Необходимо грамотно составить резюме, определить круг требований к будущему месту работу, выработать план действий, проработать ответы на возможные вопросы на интервью.
Хотелось бы также порекомендовать студентам и выпускникам не завышать свои финансовые ожидания. Студенты часто не могут адекватно оценить себя, переоценивая свою «стоимость» на рынке труда. В докризисные времена не хватало квалифицированных кадров, и работодатели были готовы брать молодых специалистов без опыта работы на очень хорошую заработную плату и компенсационный пакет и «выращивать» из них профессионалов. Сейчас же, когда рынок соискателей стал рынком работодателей, когда в разы сократилось число вакансий и когда компании пересмотрели уровень предлагаемых компенсаций, студентам необходимо более адекватно оценивать свои профессиональные возможности.
Те специалисты, которые начинают свой профессиональный путь еще в студенческие годы, как правило, добиваются в карьере большего успеха, чем те, кто приступает к поиску работы только после получения диплома. Во-первых, выпускники с опытом уже приучены к корпоративной этике крупных организаций, понимают многие бизнес-процессы в компаниях, уже успели развить свои профессиональные навыки и компетенции. Во-вторых, им проще сделать карьеру, так как к моменту получения диплома они уже преодолевают начальную ступень профессионального развития и закладывают прочный фундамент на будущее. Идеален вариант, когда студент старших курсов приходит в компанию и, работая в режиме неполной занятости, получает первый профессиональный опыт. А уже после получения диплома далее развивается по профессиональной и карьерной лестнице.